Ярлыки

1 (26) 1 ударная армия (38) 10 армия (7) 11 армия (21) 13 армия (7) 14 армия (24) 16 армия (7) 19 армия (5) 2 ударная армия (42) 20 армия (7) 21 армия (5) 22 армия (5) 26 армия (11) 27 армия (4) 29 армия (3) 3 армия (23) 3 ударная армия (31) 30 армия (19) 31 армия (3) 32 армия (14) 33 армия (3) 34 армия (29) 38 армия (3) 39 армия (15) 4 армия (9) 4 ударная армия (27) 40 армия (9) 41 армия (1) 43 армия (13) 49 армия (6) 50 армия (6) 53 армия (11) 54 армия (14) 55 армия (2) 59 армия (8) 6 армия (1) 67 армия (2) 68 армия (7) 7 армия (8) 8 армия (3) 9 армия (1) Брянский фронт (27) Видео (16) Военные округа (6) Волховский фронт (56) Воронежский фронт (3) Западный фронт (69) Запасные лыжные части (78) Калининский фронт (91) Кандалакшская ОГ (5) Карельский фронт (49) Кемская ОГ (12) Книги (9) Ленинградский фронт (21) Лыжные батальоны (306) Лыжные бригады (68) Масельская ОГ (2) Медвежьегорская ОГ (3) Операции Красной Армии (20) Приказы (37) Северо-Западный фронт (99) Фото (23) Фотографии бойцов (32) Фотографии лыжников (7) Центральный фронт (9) Юго Западный Фронт (16) Южный фронт (4)

среда, 29 января 2014 г.

177 отдельный лыжный батальон




177 отдельный лыжный батальон

177 отдельный лыжный батальон. Участвовал в боях на Западном фронте.
Необходимо отметить, что 177 ОЛБ нет в официальном перечне лыжных батальонов.
Тем не менее есть упоминания о трех лыжных батальонах с таким номером. Правда информация о них противоречива.
Первый 177 ОЛБ был сформирован в Архангельском Военном Округе. В ноябре 1941 г  был переброшен в состав Западного фронта и участвовал в боях в районе Наро-Фоминска.
Из воспоминаний Павла Фёдоровича Семакова, младшего лейтенанта в отставке.
«22 августа 1941 года 19_летний мастер леса по добровольному комсомольскому набору направился в город Молотовск, ныне известный как Северодвинск. На острове Ягры Павел Фёдорович
прошёл курс обучения младших командиров и в составе 202-го особого лыжного полка в ноябре 1941 года был направлен на Карельский фронт командовать отделением 177-го особого лыжного батальона. Там Семаков принял своё боевое крещение.
Только тогда я твёрдо осознал, что война – это совсем не
детская забава, как мы привыкли думать. Сердце в пятки уходит, когда слышишь пулю, пролетевшую у твоего виска. На время теряешь контроль над собой, остро ощущаешь, что смерть вполне осязаема, что она рядом
В январе 42-го часть Семакова срочно перебросили под Москву, где воины-северяне освободили село Головеньки и город Нарофоминск. С подходом свежих частей полк Семакова был переведён на станцию Кубинка, где формировалась 24-я армия, резерв Верховного главнокомандующего.
- Из нашего батальона была сформирована рота автоматчиков 572-го стрелкового полка
В этом рассказе есть свои спорные моменты.
 202 лыжного полка не было, но был на Карельском фронте 202 отдельный лыжный батальон.177 ОЛБ в составе Карельского фронта также не было, но был 197 ОЛБ который был сформирован в АрхВО и затем воевал в составе Медвежьегорской оперативной группы, а затем 32 армии до апреля - мая 1942 года.
Бои за деревню Головеньки под Наро-Фоминском велись в начале декабря 1941г - 4 декабря и из лыжных батальонов там были только 23 и 24 ОЛБ. Сам Наро-Фоминск освободили в конце декабря 1941г – 26 декабря частями 33А, где опять же были 23 и 24 ОЛБ. 572 СП – это полк 233 СД, которую формировали заново на базе 34 СБР из состава 49 А.
Но рассказ ветерана ставить под сомнение не стоит, среди архангельских ветеранов  есть не одно воспоминание о переброски их лыжного батальона, правда без указания нумерации части,  под Москву, а именно под Наро-Фоминск.
Из воспоминаний Алексея Арефьевича Сорокина
«В Красную Армию призвали в мае 41-го - за 41 день до начала войны. Служба начиналась в Молотовске (так раньше назывался Северодвинск). После 22 июня их, девятнадцатилетних ребят, отправили в Карелию, на Кандалакшское направление. Северный фронт держал оборону, не давая противнику продвигаться к важнейшим портовым городам - Мурманску, Кандалакше, Архангельску. Очень пригодилось умение бегать на лыжах. В маскхалатах, подобно белым призракам, бойцы уходили в разведку "за языком". Удача часто сопутствовала им: обратно к своим возвращались с "добычей" - пленным немцем или финном.
Подходила к концу зима 41-го, когда особый   лыжный   батальон , где служил Сорокин, перекинули в Наро-Фоминск. Этот маленький городок стал важным опорным пунктом обороны на подступах к Москве, местом кровопролитных боёв. 66 дней этот населенный пункт был фронтовым городом, наши войска полностью освободили его 26 декабря 1941-го.
После боев под Наро-Фоминском Алексея Арефьевича направили на обучение в полковую школу в Казань
Из воспоминаний Сергея Николаевича Вяткина «С третьего курса, 25 сентября 41-го, не дав доучиться всего полгода, его призвали в действующую армию. Попал в формировавшийся в Архангельске   лыжный   батальон .
Правда, учли его медицинское образование и назначили санинструктором. Готовили к боям серьезно - постоянно устраивали лыжные переходы до Молотовска (ныне Северодвинск). Кормежка в тылу была известно какая: не до жиру, быть бы живу, поэтому нагрузки выдерживали далеко не все новобранцы. В одном из таких переходов отстал вконец отощавший двоюродный брат Иван Сазонов из Устюга. Подобрали его солдаты другой части, отправили в госпиталь. И пути родственников надолго разошлись.
Батальон, в котором служил Вяткин, в декабре перебросили в Карелию, под Медвежьегорск. Морозы, снега, многочисленные озера, леса не давали развернуться войскам, и серьезных боевых действий на этом участке фронта не было. Потери несли больше от снайперов, так называемых "кукушек", любивших устраиваться для охоты на советских солдат на деревьях.
Наши лыжники совершали вылазки в тыл врага, нанося урон коммуникациям, уничтожая живую силу, вели разведку. В одном из таких рейдов побывал и Сергей. Командование поставило перед их батальоном задачу совершить налет на штаб крупного армейского соединения финнов, добыть документы и взять языка. Два дня длился тот рейд.
Нешуточная вышла боевая операция: разгромив вражеский штаб, с боями начали отходить на свою территорию. Много полегло тогда наших бойцов. Вот уж где санинструкторам хватило дела: перевязки, транспортировка раненых. Такое не забудется.
Вскоре  лыжный   батальон  Вяткина перебросили под Москву на смену ополченцам. Ценой неимоверных усилий, неся огромные потери, те сдерживали натиск немцев. И регулярные части, понюхавшие пороху, должны были остановить и разгромить врага на подступах к столице. С Севера шли составы с пехотой, моряками, боевой техникой. Но не все доехали до места назначения.
По пути немецкая авиация жестоко бомбила все, что двигалось по железной дороге. На одной из станций эшелон, в котором ехал Сергей, просто чудом избежал участи шедшего впереди состава, от которого остались груды искореженных, сгоревших дотла теплушек.
Немецкие летчики, видимо, израсходовали весь боезапас. Один из самолетов с ревом на низкой высоте прошел вдоль их состава, постреляв для острастки из пулеметов, и фашисты улетели восвояси.
После московской битвы был Воронежский фронт, откуда в августе 42-го дивизию перебросили в Сталинград
Из рассказов ветеранов лыжников видно, что несколько лыжных батальонов из состава Карельского фронта в декабре-январе 1942г  были переброшены под Москву, для усиления 33А. Но документально это пока не подтверждено. Однако в конце апреля - начале мая 1942 года 8000 лыжников с Карельского фронта были отправлены в МВО, для формирования новых дивизий.
Кроме того в документах 292 ПД противника есть и такое упоминание датированное 5 декабрем 1941г «В 16:00, когда уже стемнело, русские внезапно пошли в атаку при поддержке танков («Усиленный   лыжный   батальон  Архангельск»). Несмотря на сильную оборону и хорошую поддержку артиллерии, растянувшийся плацдарм удержать не удалось. Остался лишь один узкий плацдарм на время до взрыва мостов.»
Конечно противник мог назвать наш батальон как угодно, но все же мог назвать и по месту формирования. 
Есть воспоминания Богданова Юрия Яковлевича связиста 1 гмсд.
"Это был конец октября 1941 года был очень холодный, до 35 градусов мороза доходило. К нам в это время подходило подкрепление из Сибири, каждую неделю по лыжному батальону. Задача этого подкрепления в виде лыжных батальонов была какая? Занять плацдарм на немецком берегу, чтобы с него начать наступление. Они были прекрасно одеты по нашим понятиям: мы-то были в шинельках и валенках, а они в полушубках, с лыжами, укомплектованы прекрасно. Моя задача заключалась в том, чтобы связать по радио командира прибывшего батальона со своим командиром полка. Вот как-то раз, дело было ночью, встретились мы с таким батальоном, наладил я связь, и в это время немцы нас заметили и открыли ураганный огонь - из пулеметов, минометов, из всего оружия, что у них было. Рассеяли весь батальон."  Т.е в 1 гв МСД прибывали лыжбаты из Сибири, но скорее всего не в конце октября, а позже - морозы в 35 градусов, явно не октябрские. 1 ГМСД была передана в состав 43 армии и в окружение частей 33 армии не попала, именно в составе 43 А встречается следующие упоминание о двух других лыжных батальонах с номером 177.


Второй 177 ОЛБ был сформирован в г Казань из сибиряков. Воевал батальон в составе 16 А Западного фронта.
Из воспоминаний Маслий Владимира Игнатьевича
 «В конце концов, парни своего добились и 9 сентября 1941 года их провожали на фронт.
«Лил проливной дождь, мы стояли у клуба угольщиков, перед нами выступал Кондаков Михаил Иванович. В 23-00 нас построили, и мы пошли строем на станцию Акчурла (ныне Киселевск). Очень плакала мама, и на вокзал меня пошел провожать отец.
Когда я пришел с повесткой домой, моя младшая сестра Шура (ей было лет 5 – 6) заплакала: «Володенька, там же убивают!». «А я, может, останусь жив» – ответил я и как будто предопределил свою судьбу».
Сели за стол, отец налил стакан водки и заставил его выпить. Но Владимир Игнатьевич отказался, на что отец ответил: «Какой же ты солдат будешь?» Все таки Владимир Игнатьевич пить не стал и никогда не пил.
Когда Маслий пришел в гороно за расчетом уже из парикмахерской, то инспектора всплеснули руками: “Где же Ваш роскошный чуб?”. На что Владимир ухмыльнулся: «На войне чуб не нужен, нужна голова».

Владимир Игнатьевич попал под Новосибирск; там их 3 месяца обучали на солдат-лыжников. Из Сибири формировали лыжные батальоны.
По окончанию курсов, солдат перебросили в Казань в состав 177 лыжного батальона.
В декабре батальон построили перед представителем командования фронта, который задал лишь один вопрос: «Вы готовы защищать Родину?». И каждый отвечал: «Да!»

Свое боевое крещение Владимир Игнатьевич Маслий получил  под Москвой.
«12 декабря 1941 года в Москве получили новую боевую технику, боеприпасы; фронт проходил севернее Москвы.
Всю ночь мы шли к фронту. Ночь была темной, безлунной и она скрывала от нас разбитые орудия и танки, а только что выпавший снег прикрыл фашистские трупы.
На рассвете, уставшие, мы вышли на огневые позиции. Здесь нас встретил полковник в полушубке, папахе: “Откуда солдатики?”. Мы приободрились, подтянулись и с гордостью: “Из Сибири!”.
         “Молодцы, сибиряки!” – услышали в ответ.
Я вступил в бой лыжником-минометчиком. 82-миллиметровый миномет с лотками, в которых лежали мины, находился в лодке – волокуше. Мы впрягались в лямки и по три человека тянули ее.
Так с боями мы освободили Калининскую, Московскую, Калужскую области, города Малоярославец, Медынь, Сухиничи».

22 февраля 1942 года под городом Юхнов Владимир Игнатьевич получил первое ранение – в правое плечо вошел осколок мины. Его доставили в город Пушкино Московской области. Осколок от мины врачи не захотели вынимать: надо было отнимать руку. Пожалели. Тщательно сложили разбитую кость, и долго сращивали ее, а пуля осталась  в теле солдата.

 В этом рассказе так же есть ряд нестыковок, которые вызывают вопросы. Во первых это большой разброс действий батальона – практически весь Западный фронт, от Калининской области до Сухиничей. Учитывая расформирование в январе 1942г  16 А и переброску ее частей на другие участки фронта, 177 ОЛБ мог участвовать в боях на Волоколамском направлении, а затем перейти в полосу 43 А Малоярославец и Медынь освобождали 17 и 53 СД 43 А, эта же армия  наступала на Юхнов, но Сухиничи тогда остаются в стороне. Впрочем батальон могли временно передать в 16 А для взятия Сухиничей и затем вернуть назад, в состав 43А, но это маловероятно. С пополнением в Красной Армии было плохо, превосходство в численности Красной Армии над противником было только в мемуарах немецких генералов, да в трудах некоторых  "обличителей".  Командующему Западным фронтом приходилось часто маневрировать, что бы создавать ударные группировки.  В ОБД «Мемориал» среди списков потерь так же указывается 177 ЛБ 43А. По всей видимости батальон взаимодействовал с 1 Гв МСД. Той самой которая получала лыжные батальоны из Сибири.

Третий 177 ОЛБ был сформирован в Сибирском Военном округе в 21 ЗЛП 23 ЗЛБР в г Бердск 20 января 1942г.
Где именно воевал этот батальон  достоверно пока не известно, возможно, на Западном фронте, в 43 А. Потери 177 ЛБ 43А датируются февралем 1942г.
Пока в боевом пути 177 ОЛБ остается много белых пятен.
Это неоконченная статья о боевом пути 177 отдельного лыжного батальона в последующем статья будет дополнена.



Список погибших лыжников 177 ОЛБ
Фамилия    Имя    Отчество    Дата рождения/Возраст    Место рождения    Дата и место призыва    Последнее место службы    Воинское звание    Причина выбытия    Дата выбытия    Название источника информации
Купченко    Василий    Васильевич    __.__.1923            43 Арм. 177 ЛБ    рядовой    умер от ран    23.02.1942  
Родионов    Алексей    Никифорович    __.__.1922        Туганский РВК, Новосибирская обл., Туганский р-н    43 Арм. 177 ЛБ    красноармеец    умер от ран    27.02.1942  
Логинов    Василий    Григорьевич    __.__.1923            177 ЛБ    красноармеец    умер от ран    03.03.1942    505 ВГ
Марченко    Владимир    Михайлович    __.__.1918            177 ЛБ    красноармеец    умер от ран    15.02.1942    1178 эг
Романов    Кондратий    Евстафиевич                177 отд. лыж. бат.    красноармеец    умер от отравления    12.01.1942    95 ВПГ
Макиенко    Алексей    Пантелеевич    __.__.1922    Новосибирская обл., Убинский р-н, Колмаковский с/с, д. Кесневка    Новосибирская обл., Убинский РВК    177 лыж. бат.    красноармеец    умер от ран    05.03.1942    363 ОМСБ 1 гв. сд
Яковлев    Максим    Яковлевич                177 отд. лыж. бат.    красноармеец    умер от отравления    12.01.1942    95 ВПГ
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий