Страницы

воскресенье, 12 января 2014 г.

12 лыжная бригада



12 лыжная бригада


12 лыжная бригада сформирована согласно постановления  ГОКО №2219сс от 28 августа 1942 г, формироваться бригада начала 8 сентября 1942г. Бригада сформирована в АрхВО, в действующей армии с 31.12.42, расформирована – 26.03.43.
Бригада участвовала в прорыве блокады Ленинграда – Операции «Искра».

В декабре  1942г Волховский фронт получил пополнение  11,12,13 лыжные бригады сформированные в Архангельском военном округе.
Командовал 12 -й отдельной  лыжной   бригадой  подполковник H. A. Себов.
Начальником штаба был Денежкин Сергей Иванович
Военным комиссаром был Грищенко Иван Григорьевич
На Волховском фронте 12 и 13  лыжные бригады были приданы 2 УА, которая была на главном направлении удара.
В резерве 2 УА 12 и 13 лыжные бригады были сосредоточены в районе Путилово.
Операция «Искра» началась 12 января 1943г, но 12 лыжная бригада еще оставалась в резерве армии.
13 января противник начал подбрасывать резервы к Шлисельбургу. По воспоминаниям комфронта Мерецкова – «Труднее шло дело к югу. В направлении на Мойку наши войска натыкались на возрастающий отпор и все более сложные для преодоления препятствия. Легче удавалось продвигаться на север, поскольку с этой стороны немцы, зажатые между советскими дивизиями и Ладогой, не могли получать подкреплений. Они скопились севернее Рабочего поселка № 1 в ударный кулак с целью рассечь боевые порядки 372-й дивизии и прорваться в Синявино. Но наша 12-я лыжнострелковая бригада совершила по ладожскому льду марш-бросок в тыл противника и прервала связь вражеской группы с Липками. Тогда же 372-я дивизия с помощью 122-й танковой бригады освободила Рабочий поселок № 8. В результате положение частей фашистов под Липками стало безнадежным


12 ЛБР была поставлена задача действовать на фланге 2 УА - бригада должна была совершить обход по льду Ладожского озера  и атаковать противника западнее населенного пункта Липка. При этом бригаде необходимо было не только овладеть сильно укрепленным побережьем, но и в дальнейшем прорвать оборону на Старо и Новоладожских каналах и овладеть рабочим поселком №1.
В ночь на 14 января 1942г бригада наступая по льду Ладоги от маяка Бугровский захватила плацдарм в тылу противника.
К исходу 14 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось расстояние не более двух километров. Части противника, находившиеся в районах Шлиссельбурга и Липки, оказались почти полностью изолированными от основных его сил, оборонявшихся в районах 1-го и 2-го городков, Синявино и в лесу юго-восточнее Синявино,. Части противника образовали так называемую группу Хюнера. Они продолжали вести бои в окружении, получая снабжение по воздуху.
12 ЛБР захватила плацдарм между Шлиссельбургом и Липками, затруднила связь противнику между Шлиссельбургом и Липками, отвлекла часть сил, от частей Волховского фронта наступавших с фронта, что помешало противнику нанести контрудар.
На захваченном плацдарме бригада вела бой 4 дня, продвигаясь вперед метр за метром, практически 4 дня шел ближний бой.
Что происходило на плацдарме можно почуствовать из воспоминаний начальника политотдела бригады М. Горемыкина. «12 лыжная бригада участвовала в одной военной операции всего пять дней наполненных боевыми событиями и героическими подвигами. Шел январь 1943 года. Перед бригадой была поставлена задача прорвать оборону противника по южному берегу Ладожского озера западнее поселка Липки и восточнее Шлиссельбурга. Форсировать Старый  и Новоладожский каналы и овладеть поселком № 1. Берег Ладожского озера фашисты за полтора года хозяйствования сильно укрепили. В землю врыли много дотов и дзотов, соединив их ходами сообщения. Все подступы опутали проволочными заграждениями и минными полями, подходы были хорошо пристреляны. Оборудованы средства связи НП и гнезда для "кукушек".
          Бригада заняла рубеж 13 января 1943 года у Бугровского маяка, батальоны начали подготовку к наступлению. В то же день бригаду посетил член Военного Совета 2-й ударной армии генерал-майор А. А. Кузнецов. Он беседовал с бойцами, командирами и политработниками, разъясняя важность задачи. Мы поклялись, что выполним. Один боец сказал: "Товарищ генерал, умрем, а приказам выполним". Кузнецов сказал: " приказ нужно выполнить. Но зачем же умирать? Пусть умирают враги, и вы им поможете".
Все было готово к наступлению. Были направлены работники политотдела в батальоны для зачтения "Обращение трудящихся Ленинграда к воинам Волховского фронта".
          Комбриг Себов решил силами отдельной разведроты, поддерживаемой другими силами, внезапным ударом овладеть мысом на побережье и удержать до подхода основных сил. Разведрота свою задачу выполнила. Бойцы роты лейтенанта И. Т. Бевза, где был замполит старший лейтенант С. Е. Долбиков. Рано утром рота сбила боевое охранение противника, не задерживаясь на мысу, а преодолевая проволочные заграждения и минные поля атаковали вражеские дзоты забрасывали их гранатами, смело врывались в дзоты, вступали в рукопашные схватки, уничтожая фашистов и закрепились в отдельных дзотах.
          Перед рассветом выступили все три лыжных батальона, минометные батальоны, противотанковый истребительный и другие части. Бойцы одетые в масхалаты, развернулись и двинулись вперед. Нужно было преодолеть 5-6 километров открытой местности. Стремительно продвигались вперед на мыс, где имелись валуны, кустарники. Противник обнаружил нас и открыл ураганный огонь, в т. ч. из укрепрайнов: Липки, Шлиссельбург. Тяжелым был первый день боев, выбыли три комбата, погиб командир минбата старший лейтенант Ерохов, выбыли из строя некоторые командиры рот, заместитель комбата 2-го батальона и ряд работников политотдела. Самоотверженно трудились во время боя воины отдельной санроты замполита Н. Л. Засухина, командир медвзвода Нина Хабарова. Врачи Нина Добрынина и Бэлла Мильман.
          Но понесенные потери не подорвали боевого духа. К концу дня наши батальоны полностью овладели мысом и подошли к противнику на 100-150 метров. Продвигаясь вперед только ползком удалось штурмом выбить немцев из дзотов. Каждый метр русской земли был отвоеван своей кровью, смелостью, умением. К концу 17 января наши воины захватили более десяти дзотом и около 15-ти разрушили. Но каналы не были форсированы. Правда группе бойцов под командованием младшего лейтенанта Овчинникова удалось перейти канал, но понеся большие потери они вынуждены были отступить.
          Было много совершено боевых подвигов за эти 4 дня. Комроты Бевз умело организовал атаку огневых точек и внезапным штурмом овладели ими. Когда был ранен, продолжал руководить боем. Командир пульроты С. А. Костырев с двумя пулеметными расчетами смелой атакой захватили немецкий дзот и в течении двух суток отбивали атаки противника, пока не подошли товарищи с подкреплением.
          Исключительное мужество проявил младший лейтенант А. Н. Рядовкин. Он с горсткой бойцов блокировал дзот и лично застрелил двух офицеров и четырех солдат противника. Бойцы были сражены пулеметной очередью из соседнего дзота. Рядовкин захватил оружие и укрылся в огневой точке. Фашисты пытались захватить его, но он поливал их автоматными очередями, отгоняя. Вскоре кончились патроны, остались гранаты. Вскоре гитлеровцы ворвались в дзот, набросились на героя, но тут раздался взрыв. Рядовкин уничтожил вместе с собой еще трех немцев.  При захвате и штурме вражеских дзотов не раз возникали рукопашные схватки Так боец В. А. Галасьев ворвался в дзот и ножом уничтожил одного фашиста, двух застрелил из автомата. Младший сержант М. Н. Егоров в рукопашном бою уничтожил немецкого офицера и солдата. Рядовой И. М. Алексеев захватил дзот и взял пленного, убив трех немцев, пленного доставил в штаб. Ленинградец, старший сержант П. А. Кузмин во главе пяти бойцов атаковал дзот, захватил и удерживал двое суток. Командир пульвзвода И. А. Воробьев сам заменил выбывший из строя пулеметный расчет. Вытащил пулемет на открытую позицию и своим огнем заставил замолчать огневую точку врага. В. Л. Григорьев, расчищая со своим отделением проходы в минных полях, был трижды ранен, но не покинул поля боя, а своим мужеством увлекал остальных бойцов. Под ураганным гнем он вынес с поля боя раненого командира взвода и снова возвратился уничтожать немцев…
          Смело действовали связисты, под сильным огнем устраняли неисправности. Особенно отличились старшина П. М. Седов, бойцы И. П. Вадыкин, В. Н. Снятков.
          Не легко пришлось и санинструкторам, которые выносили раненых с их оружием с поля боя. Командир санвзвода, военфельдшер В. С. Краснов, обеспечивая эвакуацию раненых, сам вынес 20 раненых с поля боя и покинул его только с двумя ранениями. Сержант А. В. Порошин вынес с поля боя 27 раненых, с ним был рядовой Ф. А. Тихонов.
          Отважно действовали артиллеристы, расположив сорокопятки непосредственно в боевых порядках батальонов. Тем сыграли большую роль в разрушении вражеских укреплений. Взрывом мины был выведен из строя расчет старшего сержанта В. П. Добрынина, он сам будучи раненым, продолжал вести огонь и уничтожил три огневые точки противника. Наводчик В. П. Бураков быстро и точно наводил орудие, даже оставшись вдвоем в расчете. Храбро и мужественно дрались младшие сержанты С. И. Дьяков, Е. А. Лиханин, рядовой ленинградец А. Г. Медведев и многие другие артиллеристы.
          16-го января фашистские самолеты неоднократно появлялись над боевыми порядками бригады, на бреющем полете вели огонь из пулеметов. один самолет рухнул на лед, оказывается был сбит из противотанкового ружья, летчик был взят в плен… в ночь на 18 января было решено начать штурм остальных дзотов противника. Я с начальником штаба Сямтомовым и помощником по комсомолу Шулика обошли подразделения, назначили комбатов и командиров взамен выбывших, определили задачи каждого батальона. Выявив, что некоторые уже двое суток не получали горячей пищи и что не хватало боеприпасов, обеспечили всем необходимым.
          По условному сигналу в 4 часа утра открыли по противнику ураганный огонь из всех видов оружия, затем с криками Ура кинулись в атаку. Противник, не оказав организованного сопротивления, вскоре обратился в бегство.
          Наши части быстро переправились через оба канала и устремились на рабочий поселок № 1. Противник не ожидал такого натиска и побросал все. Мы захватили 8 складов с боеприпасами, 6 продовольственных складов, 10 автомашин, 15 мотоциклов, 300 велосипедов, 10 артиллерийских орудий, много пулеметов разных типов и другое снаряжение. Действие нашей бригады сыграли огромное значение. Мы оказались в тылу войск противника, что находился севернее рабочего поселка, прервав его связь с гарнизоном в Липках. Положение войск противника в Липках стало безнадежным и 128-я стрелковая дивизия сломила сопротивление противника и в тоже утро овладела этим пунктом. Это было утро 18 января 1943 года, когда произошла встреча двух фронтов - Волховского и Ленинградского. Время долгожданной победы прорыва блокады города Ленинграда. В эту победу внесла свой посильный вклад и 12-я лыжная бригада. После этого бригада отошла в резерв и в марте месяце была расформирована

Из воспоминаний В. В. Ипатова, комвзвода снабжения минбата «Наша 12-я лыжная бригада в январе 1943 года принимала участие в прорыве блокады города Ленинграда
          Перед бригадой была поставлена боевая задача: совершить прорыв немецкой обороны в районе Бугровского маяка, между Шлиссельбургом и поселком Липки. Бригада формировалась в городе Архангельске осенью 1942 года. Там же были сформированы 9-я, 10-я, 11-я, 13-я лыжные бригады. Я служил в минометном командиром взвода снабжения, обеспечивая минометный батальон всем необходимым.
          Когда мы начали свое наступление от маяка по льду к берегу Ладоги, то фашисты  встретили нас сильным огнем и действием авиации. К берегу мы подошли только ночью. Наш батальон в первый день боя понес большие потери, погиб комбат, ранены начальник штаба и командир первой роты старший лейтенант Бабенко.
          Для укрытия от наблюдения и огня противника мы делали ледяные и снежные валы, которые называли "китайской стеной".
          Тяжело было с обеспечением батальонов пищей и боеприпасами. Взвод располагался в одном из каналов на расстоянии 4-5 километров. Маскировали лошадей и сани, но все равно мы несли большие потери, обеспечивая батальон всем необходимым. Пищу носили в термосах. Личный состав взвода делав все возможное и невозможное для обеспечения. Много солдат выбыло по ранению. Старший сержант Мавренков и рядовой Полуэктов будучи ранеными не ушли в госпиталь, а до конца остались выполняя боевое задание. Многие солдаты после оказания помощи в медсанроте возвращались во взвод. К концу пятого дня прорыва блокады во взводе из -" человек осталось 10-12 человек. После прорыва блокады мы до марта находились в обороне севернее Синявино. В марте бригада была расформирована. Я сперва попал в 162 стрелковый полк арттехником, затем в 146 стрелковый полк начальником артмастерской, сюда же попали и мои бойцы с ними старший сержант Мавренков. Он погиб в боях при освобождении города Валга. Я окончил войну в Латвии
Известен подвиг рядового Ивана Матвеевича Алексеенко из Вологды который в бою уничтожил трех немцев и одного взял в плен.
18 января командование противника дало приказ, группе Хюнера уничтожив или бросив тяжелое оружие идти на прорыв, к главным силам 18 армии, но было уже поздно – 18 января в 9-30 войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились.
18 января наступление лыжной бригады было успешным, оборона противника сразу потеряла устойчивость, уже за несколько часов части 12 лыжной бригады преодолев Староладожский и Новолодожские каналы соединилась с подразделениями 34 лыжной бригады Ленинградского фронта, тем самым были отсечены части противника оборонявшие Шлиссельбург. Так же 128 СД во взаимодействии с 12 лыжной бригадой взяли штурмом поселок Липка.
Лыжники 34 лыжной бригады так описывали встречу с лыжниками 12 лыжной бригады.
«Недалеко от Ладожского озера увидели людей, лейтенант Дмитриев крикнул: «Смерть фашистам!» Оттуда ответили: «Победа!» Это был встречный пароль двух фронтов. 34-ая отдельная  лыжная   бригада  Ленинградского фронта устремилась вперед навстречу воинам  12 -ой  лыжной   бригады  Волховского фронта. Радостными были объятия лыжников двух фронтов, соединившихся у деревни Липки. Блокада Ленинграда была прорвана!»
В своей книге "Под грохот наших батарей" В. С. Лаленков командир минометной батареи 191-го минометного полка, оставил интересные воспоминания о попытках прорыва противника от побережья Ладоги и прорыве блокады.

"Разрозненные вражеские группировки, находившиеся на южном побережье Ладожского озера, сосредоточились севернее Рабочего поселка № 1 в ударный кулак и предприняли психическую атаку. Противник хотел рассечь боевые порядки 372-й стрелковой дивизии и прорваться к Синявино. Под барабанный бой и устрашающий рыцарский марш цепь за цепью, с винтовками наперевес и автоматами, прижатыми к животу, шли на нас пьяные фашисты. Их поддерживали танки и бронетранспортеры. Над головами шеренг - штандарты и знамена со свастикой. Это было страшное и, я бы сказал, трагическое шествие. Враг шел навстречу своей гибели. Видя такое, даже бывалым воинам нелегко было сохранить хладнокровие.
Поступила команда не стрелять, подпустить ближе. Все припали к оружию. Расстояние сокращалось, но время, казалось, остановилось. Кругом стояла гнетущая тишина. Гитлеровские солдаты шли, по-бычьи склонившись вперед, с перекошенными от злобы лицами. Нарастал гул моторов, заглушая барабаны.
Командир батареи лейтенант Таратута откуда-то притащил с разведчиками пулемет. Сноровисто заправил ленту, изготовился к бою.
Сейчас уже не помню, на каком удалении мы открыли огонь по врагу. Это была настоящая стальная вьюга для противника. Каждый залп нашей артиллерии косил шеренги врага. Последние ряды не выдержали, повернули назад, но были уничтожены пулеметным и автоматным огнем 12-й лыжной стрелковой бригады. Она еще накануне совершила марш-бросок по Ладожскому озеру и зашла в тыл противнику.
Из-за плохой видимости мне приходилось до слез напрягать зрение, чтобы не потерять из виду наши наступающие цепи и вовремя поддержать их огнем. Когда стрелковые подразделения приблизились к окраине Рабочего поселка № 1, я не поверил своим глазам: навстречу им, словно призраки, из дымящегося поселка вышли шеренги пехоты. Я быстро стал готовить данные для стрельбы, чтобы поставить им заградительный огонь. Но было уже поздно: вот-вот должна была вспыхнуть рукопашная схватка.
И вдруг... сходившиеся шеренги побежали друг к другу навстречу. Вверх полетели шапки-ушанки. С той и другой стороны послышалось мощное "ура!". А потом все перемешалось, закружилось.
Свершилось!
"


В дальнейшем 12 лыжная бригада не воевала, но по всей видимости бригада помогла 34 лыжной бригаде очистить южный берег Ладожского озера от войск противника и в дальнейшем была выведена в тыл на переформировку.
По некоторым оценкам бригада за 5 дней боев потеряла убитыми 613 человек и пропавшими без вести 149 человек, количество раненых неизвестно, но вероятно от бригады практически никого не осталось.

Официально бригада была расформирована 26 марта 1943 года. В этот день одновременно были расформированы все три лыжные бригады Волховского фронта.
Это не оконченная статья о боевом пути 12 лыжной бригады, в последующем статья будет дополнена.

В Петрокрепости расположен памятник погибшим бойцом, среди прочих частей есть плиты с именами лыжников 12 лбр. Кроме того местные поисковики  утверждают, что имеется 4 неучтенных захоронения на месте боев, в них находится 485 погибших бойцов 12 лбр.

3 комментария:

  1. Мой отец краснофлотец Разжигаев Александр Сергеевич воевал в 12 лыжной бригаде в сотаве разведывательной роты. 16 января 1943г. был тяжело ранен. В семье сохранилась "справка о ранении в боях за советскую Родину" за подписями: майора мед.сл. Гмыри и Птрова (неразборчиво).

    ОтветитьУдалить
  2. Мой дедушка, Щербина Виктор Петрович, служил в 12й лбр, был рынен 27 января 1943.

    ОтветитьУдалить
  3. Мой дед Пальтов Александр Александрович воевал в 12-й лыжной бригаде. О войне рассказывать не любил.

    ОтветитьУдалить