Страницы

пятница, 17 января 2014 г.

35 лыжная бригада



35 лыжная бригада


35 лыжная бригада сформирована согласно постановления  ГОКО №2219сс от 28 августа 1942 г. Бригада сформирована в блокадном Ленинграде, в действующей армии с 14.09.42, расформирована – 30.03.43.

Бригада участвовала в боях под Ленинградом.
Лыжная бригада во время формирования предположительно занимала оборону на берегу Ладожского озера. 

Командовал 35-й отдельной лыжной бригадой подполковник В. И. Волков.
О боях, в которых участвовала 35 ЛБР известно мало.
Известно, что бригада участвовала в наступлении на Красный Бор в составе 55 А.
План Красноборской операции
10 февраля началась Красноборская наступательная операция. За два дня наступления части 55-й армии сумели продвинуться вперед на 5 километров. Для развития успеха в бой была брошена подвижная группа в составе 35-й лыжной и 122-й танковой бригад под общим командованием генерал-майора И. М. Любимцева. Она имела задачу ударом вдоль линии Октябрьской железной дороги овладеть Ульяновкой. Однако создались исключительно трудные условия: неожиданно наступившая оттепель лишила танкистов возможности двигаться вне дорог. По этой же причине и лыжники не могли наступать. Утраченная подвижность и маневренность, а также сильный артиллерийский и минометный огонь противника лишили подвижную группу возможности выполнить поставленную задачу. Кроме того испанцы потеряли ¾ состава, но смогли продержаться до прибытия боевых групп  двух немецких пехотных дивизий. Немцы смогли уплотнить оборону  и удержать фронт, они понимали, что прорыв подвижной группы означает окружение и разгромМгинско-Синявинской группировки.
 В книге Бурова А.В. "Блокада день за днем." описан подвиг бойца 35 лыжной бригады 
"12 февраля, пятница
На подступах к Ленинграду, в районе станции Поповка, потребовалось уточнить местонахождение батарей противника, затруднявших наступление наших частей. Это было поручено сделать радисту 35-й лыжной бригады сержанту Леониду Филипповичу. Один из его друзей, пожелав сержанту удачи, пошутил:
— Если заблудишься, спрашивай: «Это что за остановка — Бологое иль Поповка?»
Филиппович улыбнулся:
— Да, кто бы мог подумать, что придется воевать под той самой Поповкой, о которой писал Маршак!..
Бывший ленинградский школьник, перед самой войной перешедший в десятый класс, Леонид Филиппович двинулся в сторону вражеских позиций. Вскоре ему удалось проникнуть в расположение войск противника. На рассвете он передал в штаб своей части координаты батареи гитлеровцев. Следующее сообщение было о том, что наши артиллеристы ударили точно. Затем сержант указал местонахождение вражеских танков. Но фашистам удалось запеленговать рацию Филипповича и окружить его. Сообщив об этом в штаб, радист передал свои координаты и несколько раз повторил:
— Огонь на меня...
Открывая огонь, артиллеристы в душе надеялись, что их снаряды сметут гитлеровцев, но пощадят отважного радиста-разведчика. Чуда не произошло. Леонид Филиппович погиб.
Фашистская артиллерия выпустила сегодня по Ленинграду 118 снарядов.
"
Из воспоминаний Василия Гавриловича Лощилина «Потом я попал в 35 отдельную лыжную бригаду, в которой воевал с марта 1942 по март 1943 года.Нейтральные зоны были очень маленькими. Окоп не выкопаешь — город стоит на болотах. Мы приспособились делать укрытия из торфа, который был сложен в огромные бунты.Прямая пуля не попадала, а снаряд разносил такое укрытие запросто. Ноги все время мокрые, валенки и портянки сушить негде.  Ленинградская погода известна: то дождь, то снег.
Всеми ночами сидели, и лыжи мазью разной натирали, в зависимости от погоды. А костер нельзя разжигать – рядом немцы. В небольших банках у нас был сухой спирт, над ним лыжу нагревали и натирали. Каждый день новые задания, то в оборону, то в нападение.За языками у нас ходил друг мой – Зайнутдин, здоровый такой парень, раза в четыре больше меня. Все время брал меня в группу прикрытия. Он переберется на немецкую территорию, языка возьмет, отступает, а мы его прикрываем, пока он не доберется до наших. Если немцы огонь открывают, то мы отвлекаем их.
Однажды охотились за снайпером целую неделю. Шесть связистов положил он на одном месте. Мы решили, спать не будем, но достанем его. Выследили, взяли, оказалась женщина, финка.Самым страшным в осажденном городе были голод и холод. Не было топлива. Замерзло электричество. А блокадный хлеб! Из чего он только ни выпекался!
 Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус, но это был хлеб! Нам давали его по 300 граммов , мы отчисляли от своей нормы по 50 граммов ленинградским детям. Набирали хлеб дней десять, и относили. Сначала попросили это сделать мужчин, у которых были свои дети, но, выполнив это поручение один раз, они отказались: «Лучше под обстрел, под бомбежку, чем смотреть в глаза этим детям». Нас, бессемейных парней, с пайком к ним отправляли.
Придешь, истощенные, заморенные стоят и огромные глаза на тебя смотрят. Лицо мхом покрыто. Невозможно спокойно видеть – слезы катятся, сердце сжимается и комок в горле, а помочь мало чем можешь.…
Стояли мы на берегу Ладоги, охраняли от немцев и финнов. Увозили детей из Ленинграда. Налетели немецкие самолеты, а у нас кроме винтовок и автоматов ничего нет. И на бреющем полете утопили оба корабля. Дети ушли на дно. Они все в панамах были. И весь берег в них, как озеро в лилиях. На этих кораблях были красные кресты, но, несмотря на то, что корабли не боевые, немцы их потопили.
В феврале 43 наша бригада понесла тяжелые потери. Мало кто выжил, мне посчастливилось. Попал в 276 артиллерийский минометный полк. Там и воевал до победы.»


Официально бригада была расформирована 30 марта 1943 года.

Гусак Николай Матвеевич боец 35 ОЛБр
Это не оконченная статья о боевом пути 35 лыжной бригады, в последующем статья будет дополнена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий