Страницы

четверг, 26 мая 2016 г.

162 отдельный лыжный батальон 2 ударной армии



162 отдельный лыжный батальон 2 ударной армии

 
162 отдельный лыжный батальон в действующей армии с  29 января 1942 г. до 1 апреля 1942г. В составе 2-й ударной армии участвовал в Любаньской операции.


Сформирован батальон в Уральском Военном Округе в г Пермь, в  составе 22  ЗЛБР, в 19 ЗЛП. Согласно документам 2 УА  батальон был сформирован из спортсменов лыжников.

Изначально 162 лыжный батальон предназначался Северо-Западному Фронту.
19 января 1942 года в 15-45 штаб Северо-Западного Фронта отдал боевое распоряжение,

согласно которому, начиная с 18 января 1942 года и по 21 января 1942 года со станции Тутаев, Ярославль, Рыбинск железной дорогой направляются  160, 161, 162, 211, 215, 216, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 172, 173, 174, 134, 144  (всего 17) лыжных батальонов

 станция выгрузки Чёрный Дор

Командующий войсками СЗФ приказал
- указанные лыжные Батальоны включить состав 3 ударной армии
Район сбора лыжных батальонов Овинец, Дубровка, Заполье, Заплавье, Глебова, Заболотье.
- маршрут следования в район сбора Чёрный Дор, Лежнево, Заплавье.
Одновременно, штаб Северо - Западного Фронта заготовил приказ для каждого лыжного батальона, о выдвижении со станции выгрузки в район сосредоточения, определил место  сосредоточения  для каждого  лыжного батальона, для 162 ОЛБ место  сосредоточения было определенно – деревня Матерово.

Однако,  передача 3 и 4 ударных армий в состав Калининского фронта,   внесла определенные изменения  в  план перевозок  лыжных батальонов.  Часть из них, как и намечалось  изначально, прибыли в состав 3 ударной армии уже Калининского фронта, ещё часть лыжных батальонов были переданы Волховскому фронту, часть лыжных батальонов все же направлялись на Северо-Западный Фронт.
27 января 1942 года штаб  Северо-Западного фронта  уже мог рассчитывать только  на 10  лыжных батальонов, в том числе и 160 ОЛБ. По информации штаба фронта - 160, 161, 162 ОЛБ выбыли из Тутаев в эшелоне 30378, 25 января эшелон находился в Бежецк. Выгрузка лыжных батальонов намечалась на станции Крестцы. 


29 января  штаб Северо-Западного Фронта подкорректировал станцию  выгрузки  лыжных батальонов.  По всей видимости, это было вызвано перегрузкой железной дороги, которая не успевала перевезти войска и грузы снабжения для фронта. 160, 161, 162 лыжные батальоны выгрузить на станции Бологое, Едрово, после выгрузки направить в Яблоня Эстонская.
Но все же, 162 ОЛБ прибыл на Волховский фронт.


О боях 162 отдельного лыжного батальона практически ничего не известно. Единственное упоминание о нем это то что "53 ОСБР получила 55, 161, 162 ОЛБ (1700 чел)". По сути лыжники сформировали бригаду заново - после потерь понесенных в январе-феврале из уцелевших пехотинцев сформировали 1 СБ и дали лыжников для усиления - по сути они составили другие батальоны бригады.

Топокарта района Красная Горка (отметка 48 с с домом лесника)

Лыжные батальоны включили в состав бригады 2 февраля,  53 ОСБР в этот период вела бои на рубеже Ручьи, а затем вступила в бои за  Красную Горку - холм с домом лесника за насыпью неоконченной железной дороги Чудово - Венмарн.
Место на котором разыгралось сражение всего около 1 кв км. Но именно в этом месте можно было прорваться к г Любань. На карте хорошо видно, что именно здесь есть сухое место - межболотное дефиле между Болото Веретьевские  Мхи и Пастелево болото. Только на этой единственной дороге можно было использовать танки и нормально снабжать войска если бы они прорвались к Любани.
Бои в этом районе шли с 20 февраля 1942г
14 марта после упорнейших боев  Красную Горку взяли и провели наступление на Любань. Наступление успеха не достигло Любань взять не удалось.
53 ОСБР в этих боях показала себя не самым лучшим образом, к сожалению ей не повезло с командиром. Как указывалось в приказе, командир бригады генерал-майор Гаврилов растерялся, бригадой управлял плохо и самовольно отвел части с позиций, подставив под удар фланг 259 СД, а заодно перемешав порядки своей бригады с подразделениями 22 сбр, из-за чего произошли перестрелки между своими. А довершая дело, он просто  ушел с КП и штаб не знал где он, тем самым он самоустранился от командования. 

За это командира бригады собирались отдать под суд. Тем не менее, ограничились тем, что сняли его с должности командира бригады и на командной должности он восстанавливается только в конце 1942 г, как командир 259 СД, но опять ненадолго примерно через месяц, получив ранение, больше на фронте не появляется. При разборе боев (от дивизии уцелело около 350 бойцов) указывалось, что командир дивизии растерялся, утратил управление полками, и предоставлял вышестоящим штабам  ложную информацию.

Если посмотреть биографию комбрига, то можно увидеть, что 6 июля 1941 г, уже через несколько дней после начала боев он был отстранен от должности командира 98 СД  22 армии с формулировкой "за потерю управления и растеряность в боевых условиях", при этом за его растеряность ответил командир  166 СП 98 СД майор К. А. Зайнуллин - он был расстрелян по приказу заместителя командующего Западным фронтом А. И. Еремнко. После боев лета 1941 г дивизия была сведена в 98 отдельный стрелковый полк, в сентябре 1941 г полк попал в окружение, но смог прорваться к своим, при этом Гаврилова посчитали пропавшим без вести. Учитывая его дальнейшую биографию можно предположить, что он просто бросил полк, попавший в окружение, и вышел из него самостоятельно.
 Нужно отметить, что личность Гаврилова была нетипична для Красной Армии - 22 армия летом 1941 г провела ряд тяжелейших оборонительных операций, уральцы стояли насмерть, умело сочетая оборону и контрудары, они нанесли противнику большие потери под Полоцком, Невелем, Великими Луками, остановили наступление противника и добились поворота на север  танковых частей Гота, что отложило наступление на Москву. Гаврилов был единственным командиром такого ранга снятым с командования, остальные командиры выполнили свой солдатский долг до конца, продолжая руководить своими частями до последней возможности, возвращаясь в окружения что бы вывести отдельные части к своим, погибали, но не оставляли свои части.
 
Личность комбрига интересна и другим - летом 1941 г он командовал 98 СД в чине генерал-майора, в 1939 г ее создавал полковник Антюфеев Иван Михайлович. 
 В январе 1942г Гаврилов Михаил Филипович стал командиром 53 ОСБР в звании генерал-майора, Антюфеев  же в звании полковника командовал 327 СД, которую стали называть  "Антюфеевской". Так что не все решали звезды на погонах.

После смены командира, бригада продолжала вести бои в составе 2 УА до последнего дня. Бригада прикрывала отход армии и понесла большие потери. Из окружения вышло всего 250 человек.  

Несмотря на то, что Любань взять не удалось, противник понес большие потери и удержался только благодаря огромному напряжению сил. Взгляд на эти бои с вражеской стороны отнюдь не оптимистичен.

Немецкая карта боев в районе Красной Горки



Противник о боях в районе восточнее Красной Горки около деревень Сустье Конец, Коровий Ручей, Дубовое, Малая Бронница и Апраксин Бор. "Снег высотой до 1,4 м, жуткий мороз и ледяной ветер в начале года, затем снежная каша, превращающаяся в лед и опять новый снег в виде метели из «ветряных углов», потом жижа, грязь и вязкий ил до полной бездонности. Ной сейчас на Волхове была глубокая зима с морозами около -30° С.

Хроникер дивизиона, д-р Пихлер, врач дивизиона, сообщает:

«10 марта он перебазировался по шоссе на юг через Коркино и Сустье Конец в район Залесья. По пути во многих местах снег не был белым. Бомбы и снаряды в деревнях выворотили грязь и превратили дома в развалины. Дивизион прошел мимо 11-й батареи, которая уже давно стояла на своих позициях и на которую за одну ночь сбросили до 15 бомб. После деревень в лесах опять начались болота. Везде на пути попадались солдатские могилы нашей и других дивизий, которые сражались здесь. С началом сумерек дивизион со всеми орудиями, связными и обозными машинами шел в области железной дороги, идущей параллельно фронту, вдоль передовой линии, лишь на метры удаляясь от  нее. Дивизион проследовал без обстрела. Уже на следующий день русские снова перекрыли дорогу. Затем без всякого шума от самолетов в деревню Залесье, в которой ночью штаб дивизиона и штаб батареи устроили квартиры и хотели оборудовать КП, упали 4 бомбы. Русские пилоты шли планирующим полетом и сбрасывали свои бомбы на малейшие проблески света.

Утром 11.3 были подготовлены огневые позиции, проложены линии связи, установлены цели и рубежи для заградительного огня. Дивизион был готов открыть огонь.

Русские стреляли отовсюду из минометов и пушек «ратч-бум» . Было такое впечатление, что русские скрывались везде в лесах. Когда выявляли их расположение и обстреливали действенным огнем, русские сразу же меняли позицию. Теперь мы подчинялись 254 ПД.

15 марта. Русские атакуют во всю мощь. Атака следует за атакой. Перед позициями убитые русские лежат уже сотнями. Они хотят изо всех сил сделать здесь прорыв и разорвать котел. Залесье теперь находится всего лишь в 1 км за передовой, и здесь появляются раненые от стрелкового оружия. Деревня Коровий Ручей сегодня опять перешла в другие руки.

Каждый раз на русскую атаку следует контрудар. Как обычно в таких случаях, пехота составлена в спешке из обозников и тыловиков.

16.3. атаки продолжаются. В пехоте после выхода из строя офицеров роты возглавляют фельдфебели. Со вчерашнего вечера русские ведут обстрел из своего «чертова орг'ана» . В русских избушках уже никто не живет, все попрятались в погребы и подвалы, говоря при этом: «Лучше быть мокрым, чем мертвым!» Транспортировку раненых приходится  осуществлять на открытых санях при -20° С мороза на расстояние 15 км.

17.3. Игра под названием «Кто хочет из котла?» продолжается. Ежедневно она шла до 24 марта. Массированные атаки русских большей частью прерываются заградительным огнем дивизиона. Маленькие группы, которым удается пробиться за нашу передовую линию, наносят урон огневым позициям или обозам. В соседней деревне в эти сутки вследствие ночной бомбардировки 41 убитый и много раненых.

24.3. Залесье, от которого почти ничего не осталось, очищено от русских. КП дивизиона перенесен в лесной лагерь. Здесь обстрел менее сильный, так как русские пока не установили наше положение. Уже несколько дней как установилась теплая погода, пути снабжения стали непроезжими для обычных автомашин. У противника в котле очевидно тоже проблемы с боеприпасами, он теперь почти не стреляет.

28.3. На фронте стало заметно спокойнее. Атаки русских значительно ослабли. Перед позициями лежат около 3500 убитых. В ночь с 29 на 30.3 русские нанесли по лесу и нашим огневым позициям очень сильный огневой налет. Снабжение опять сократилось.

3 апреля. Всю прошедшую ночь наши пехотные позиции находились под мощнейшим артиллерийским огнем, а с 6.00 утра этого же дня обстрелу подверглись и наши огневые позиции и КП дивизиона. По временам обстрел усиливался, переходя в ураганный огонь из снарядов реактивных минометов – «Сталинских органов» - и артиллерии всех калибров, включая зенитные и противотанковые орудия, минометы и неприцельный пулеметный огонь. Это был самый страшный из до сих пор пережитых обстрелов нашего дивизиона. То усиливаясь, то стихая, он продолжался весь день, прерываемый только атаками русской пехоты на всех участках фронта. Эта страстная пятница никогда не забудется. Но противнику не удалось прорваться и на этот раз.

7.4. Русские опять обстреливают нас очень сильным огнем изо всех калибров. Наши батареи все время меняют позиции. В большинстве случаев противник накрывает снарядами уже покинутые позиции. Русские снова и снова атакуют…

Оттепель сменилась морозом – наше снабжение снова улучшилось. Если русским удастся захватить Любань с обеих сторон, мы окажемся в котле. От Залесья, которое мы вынуждены недавно оставить, видны только обугленные бревна в бомбовых и снарядных воронках.

11.4. С позавчерашнего дня на фронте опять спокойно – по крайней мере в сравнении с тем, что было. Тает довольно сильно и дороги превратились в полоски моря воды и топи по колено. Кажется, что русские атаки увязли в бесконечной грязи и топях. Вода течет через крыши блиндажей и стоит на земле. Все время ее приходится откачивать. Сапоги, форма, одеяла – все мокрое или, по меньшей мере, влажное и холодит.

13.4. Слева от нас, немного южнее, местность несколько лучше, или русские танки ездят не только по глубокому снегу и льду, но и по грязи, поскольку противник смог прорваться на танках в Ручьи и захватить деревню. Немедленным контрударом, но только с помощью пикирующих бомбардировщиков, артиллерии и противотанковых орудий удалось отбросить его на старые позиции. По-видимому, здесь образовался новый центр тяжести боев».
Как видно, даже в апреле 1942 года все еще не было предопределено. До Любани оставалось всего несколько километров, в иные дни была слышна канонада Ленинградского фронта который шел навстречу, разведчики Волховского фронта встречались с разведчиками Ленинградского фронта. К сожалению взять Любань и разгромить противника не удалось, но 18 армия противника была настолько обескровлена, что самостоятельно уже не могла взять Ленинград.


Более подробно о боях, в которых участвовал 162 лыжный батальон пока неизвестно.
Официально 162 отдельный лыжный батальон был расформирован 1 апреля 1942г.
Это неоконченная статья о боевом пути 162 отдельного лыжного батальона, в последующем статья будет дополнена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий