Страницы

вторник, 31 мая 2016 г.

1 Отдельный особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота

1 Отдельный особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота


Отдельный особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота был сформирован в начале ноября 1941 года в Кронштадте из добровольцев в количестве 1200 человек.  Среди них были моряки из экипажей кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Командовал полком майор В.Ф.Маргелов, (будущий Герой Советского Союза, после войны генерал армии, Командующий ВДВ СССР) пехотинец с большим боевым опытом.

Полк на лыжах из Кронштадта прибыл 20 ноября в Лисий Нос, далее по железной дороге переправлен в Ленинград. В Ленинграде моряки получили боезапас. Полк был переброшен в деревню Ваганово в районе Осиновецкого маяка.
План операции, в которой предстояло принять участие маргеловцам, предусматривал внезапную ночную атаку со льда Ладожского озера по побережью, восточнее Шлиссельбурга всех частей 80-й дивизии, а после атаки пехотных полков в прорыв должны были идти моряки-лыжники. Тем самым удар должен был отвлечь противника от Невского пятачка, где шло основное наступление, а при удаче выйти в тыл противнику и разгромить его и прорвать кольцо блокады Ленинграда.
80 сд была преобразована из 1-ой Гвардейской дивизии народного ополчения -1ДНО. Командиром дивизии был полковник Фролов. На тот момент дивизия была выведена из кровопролитных боев на Ораниенбаумском плацдарме и переброшена на кораблях в Ленинград, а затем совершила пеший марш на западный берег Ладожского озера. За пять дней, с 19 по 24 ноября, 80-я дивизия сменила четыре района сосредоточения. Люди были сильно измотаны, сказывалось недостаточное питание, из-за недостатка фуража начался падеж лошадей, топлива для техники не хватало, тылы отстали.

Командир дивизии И.М. Фролов, зная положение дел во вверенном ему соединении доложил в штаб фронта, что дивизия к выполнению поставленной задачи не готова, что наступление может привести к большим неоправданным потерям, за что был отстранен от командования вместе с комиссаром дивизии Ивановым. Командиром дивизии был назначен полковник П. Ф. Брыгин. Новое командование в ночь на 26 ноября в обстановке полной неразберихи и неорганизованности, с опозданием на пять часов и без   достаточной артиллерийской поддержки начало наступление на вражеский берег, но эта попытка не удалась.

27 ноября 1941 года с наступлением сумерек полк моряков встал на лыжи и спустился на лёд Ладоги. Пройдя по льду примерно 15 километров до острова Большой Зеленец устроили привал. Боясь потерять внезапность штурма, моряки в середине ночи покинули остров и прибыли к намеченному рубежу атаки. Ранним утром, в 5 км от берега оставили лыжи и развернулись фронтом вдоль побережья. Можно предположить что 28 ноября 1941 г на льду Ладоги в атаку шли от пяти до шести тысяч человек (1200 маргеловцев  и  3 полка 80 сд: 77 –й сп –(по списку личного состава на 23.11.1941) -1260 человек, 218-й сп-1900 чел и 153-й сп -2300 чел.

Наступать предстояло на хорошо укрепленные позиции 227-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса вермахта, в составе которой помимо пехотных полков, хорошо укрепленной системы дзотов, входила рота тяжелого вооружения (2 взвода мотоциклистов-пулеметчиков, батареи противотанковых и противопехотные орудий, 2 взвода САУ). Во время боя (исходя из документов) немцы запрашивали артподдержку дальнобойной артиллерии из Синявино.

Прорвав первую линию неприятельских окопов у Новоладожского канала, полк Маргелова занял деревню Липки, подойдя к Староладожскому каналу. Тяжелый бой, иногда переходя в рукопашный, продолжался больше суток. Однако, поставленную задачу без значительной поддержки пехоты и артиллерии полк выполнить не смог. Гитлеровцы бросили в бой подкрепление и создали сплошную завесу артиллерийско-минометного и пулеметного огня. В этом сражении моряки-лыжники потеряли более 800 человек. Маргелов был тяжело ранен.

Подразделения 80-ой стрелковой дивизии, с большим опозданием и без серьезной артподготовки, начали наступление на вражеский берег. Бойцы дивизии, не получив достаточную передышку после 15-ти километрового марша по льду озера, с опозданием на несколько часов пошли в наступление, обходя битый лед. На льду Ладоги находились три полка 80 сд - 218сп, 153сп и 77сп. В 2-х километрах от берега дивизия попала под шквальный огонь противника. Плохо одетые, долгое время находившиеся на морозе без укрытия, многие бойцы дивизии получили обморожение, а вражеская артиллерия и авиация разметали их по льду Ладожского озера,  поэтому существенной помощи морякам-лыжникам они не смогли оказать.
Из сводного донесения 227 пехотной дивизии вермахта I-му армейскому корпусу за 28-29.11.41:
"Сегодня утром приблизительно в 7-30 враг неожиданно мощно атаковал на левом открытом фланге пехотный полк 424  и стрелял, прежде всего, по всем находящимся здесь ротам тяжёлого оружия..
..На северном участке дивизии  речь идет о наступлении на широком фронте  Ладожского озера усиленной русской стрелковой дивизии 80, имеющей целью за счет стремительной атаки на Шлиссельбург и станция Мга, расширить прорыв немецкого фронта. Атака производилась в боевом порядке «клин», состоящем из активных солдат, в основном матросов, сводного добровольного полка, который был сформирован в Кронштадте и считался по своему состоянию элитным полком. Он был превосходно оснащен и экипирован. Почти каждый второй боец имел автоматическое оружие, остальные были вооружены самозарядными винтовками.  Полк вчера был переброшен на расположенный в 12 км северо-восточнее Бугры остров Большой Зеленец, по-видимому, с ледокола и отправился оттуда на лыжах. Лыжи они оставили приблизительно в 5 км от берега. Люди – отличные солдаты, о чем было известно из сообщения пленных. Все солдаты имели военную выправку и производили превосходное впечатление. Они имели продовольственный запас на 4 дня. За счет своих маскировочных белых костюмов и покрашенных в белый цвет темных деталей оружия и приборов, они были практически незаметны... Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством. Русский элитный добровольный лыжный полк (Elite-Freiwilligen-Ski-Regiment) был почти полностью уничтожен. Свыше 1300 убитых находилось на поле боя. Только 26 человек были взяты в плен, так как до самого конца враг защищался..

..Русские оборонялись стойко и ожесточенно, враг яростно оборонялся, и борьба была очень жестокой. В тяжелых боях врукопашную батальонному резерву 2-го батальона и роте тяжелого вооружения 227-й дивизии удалось остановить русских на западной границе Липок и захватить несколько домов и позиций. Бой был тяжелый... Масштаб боевой активности в обороне лучше всего отмечен нижеследующим расходом боеприпасов стоящих в районе Липок 2 взводов стрелков-мотоциклистов и 2 взводов противотанковых пушек армейской группы:

- 24500 выстрелов из пулемета

- 12000 выстрелов из карабинов

- 372 выстрела из противотанковых пушек

- 80 ручных гранат..
"

Причины неудачи операции (из отчета Военному Совету 54-Армии командира 128 сд  генерал-майора Никитина)  "Опоздание на 5 часов с началом наступления (вместо 3 в 8 часов утра передовые части подошли к берегу) привело к тому, что 4 полка на льду оказались на виду и под огнем противника после рассвета;
- после 15-км марша по льду не было отдыха, в следствии чего была потеряна стремительность атаки;
- недостаточное знание местности- следствие-наткнулись на битый лед, вышли к новоладожскому каналу в незамерзшем месте, сбились с направления (лыжники) и вышли перед центром Липки – (а не на окраину, как предполагалось);
Что касается боя за ЛИПКИ, в который втянулись вопреки плана полк лыжников и 153 СП, то он не сулил успеха, во-первых, потому что к нему никто не готовился, а во- вторых, потому, что его вела одна пехота без танков и авиации и при весьма скромной артиллерийской поддержке.
Я считаю, что узел сопротивления, созданный немцами в ЛИПКИ с гарнизоном силою в один батальон, может быть взят одной пехотой только при условии, если бы его удалось изолировать и длительно блокировать, а это в течении дня сделать не удалось, ибо к этому никто не готовился.
Командир 128 СД генерал-майор Никитин
"   

Хозин и Жданов сообщили Сталину и Молотову: «У нас была задумана очень интересная и способная дать быстрое решение операция по льду Ладожского озера 80-й дивизией с лыжным полком. Причем этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу 8-й армии на левом берегу Невы. Эта операция была сорвана благодаря трусливо-предательскому поведению командования 80-й дивизии. Командир дивизии Фролов за три часа до начала операции отказался от ее проведения. Операция была перенесена на следующий день и проделана, но внезапность была нарушена. Мы направляем Вам представление с просьбой - разрешить командира 80-й дивизии Фролова и комиссара дивизии Иванова судить и расстрелять…»

Впоследствии моряки 1-го ООлпм КБФ принимали участие в десантах на острова Финского залива - Большой Тютерс, Соммерс, Гогланд.  Десантные операции Великой Отечественной войны входят в число наиболее драматических ее событий. Для захвата некоторых островов лыжникам приходилось преодолевать по льду Финского залива 200 км на лыжах. Некоторые операции заканчивались удачно, некоторые заканчивались гибелью десанта. В одной из таких операций -  высадке на остров Соммерс, погиб новый командир полка - майор И.В. Пасько.
Памятный знак десанту 28 ноября 1941 г



Комментариев нет:

Отправить комментарий