Страницы

воскресенье, 12 июня 2016 г.

132 отдельный лыжный батальон Карельского фронта

132 отдельный лыжный батальон Карельского фронта


132 отдельный лыжный батальон Карельского фронта в составе Действующей армии с 15 февраля 1942 г до 15 июля 1942г.

132 отдельный лыжный батальон сформирован в Сибирском военном округе в 23 ЗЛБР, в 21 ЗЛП, в городе Новосибирск 7 декабря 1941 года.
Лыжный батальон выдвигался на фронт сначала в Ярославль, а затем в Беломорск.
Прибыв на Карельский фронт вел бои в составе лыжной  бригады Кемской оперативной группы войск., а затем в составе 3 лыжной бригады.
В 4-00 7.02.42  Командующему Кемской ОГ  была послана шифровка, извещающая что  в полосу действий ОГ включаются новые оперативные направления Сосновец, Лехта, Березово.  Для прикрытия указанных направлений в распоряжение командующего оперативной группой направляются "три лыжных батальона 130, 132 и 132" (по всей видимости вместо второго 132, был 131 лыжный батальон).
 В штабах сразу же разгорелись жаркие споры о том, как применять лыжные батальоны. 
В 15-15 7.2.42 начштата Кемской ОГ передал соображения по использованию лыжных батальонов.
- нецелесообразно использовать эти части на самостоятельном направлении. Так как они не имеют обоза, хозяйства, кухонь и прочего.  Последнее будет затруднять их снабжение. Кроме того нужно будет назначить объединяющее руководство и наблюдение. Стоя на месте они не выполняют своего назначения – подвижных подразделений.
Исходя из вышесказанного начштаба предлагал взять один СП из 27 СД и направить его в Тунгуда и в районе Тунгудского озера, взамен взятого полка командиру 27 СД дать два  батальона лыжников, один батальон разместить согласно приказа. В этом случае по мнению начштаба  будет лучше осуществляться связь,  и руководство. Лыжников можно будет использовать  для активных действий, снабжение  будет лучше.
Выслушав доклад начальника штаба Кемьской ОГ командующий фронтом приказал  использовать лыжные батальоны согласно отданного приказа.

Тем временем пока в штабах шли споры, лыжные батальоны прибыли на станцию Беломорск и 8 февраля в Беломорске 130,131,132 ОЛБ проходили санобработку и были в готовности  выступить в район Лехта-Сосновец.

9 февраля генерал Никишин снова поднял вопрос об использовании лыжных батальонов на ребольском направлении. Командующий снова разъяснил вопрос об тспользовании лыжных батальонов. . выдвижение лыжных батальонов на рубеж Лехта, Тунгуда, Березово,  ставит их во фланговое положение по отношению к противнику Ребольского направления и создает возможность действий на его тылы  в направлении Тикша,  Андронова Гора,  Кроме того , такое расположение обеспечивает Беломорское направление. Так что  использовать части лыжных батальонов , в составе 27 СД не имеет логического смысла.

Вообще командование фронта считало что лыжные батальоны предназначены для  действий   по тылам противника, преследования противника, охраны своих флангов.
Лыжными батальонами может распоряжаться только командующий группой или армией. Командующий фронтом неохотно придавал лыжные батальоны командирам дивизий, если это и происходило, то приказом запрещалось  использовать их иначе, как глубокая разведка, действия по тылам противника, охрана  открытых флангов дивизии.
18 февраля на ребольском направлении   130, 135, 131, 132 ОЛБ сосредоточились каждый в своем районе.

20 февраля командующий фронта задал вопрос командующего Кемской ОГ – не пора ли лыжные батальоны включить в активную боевую работу  и тем самым свести на нет  диверсионную деятельности, так называемых финских истребительных отрядов, действующих в нашем тылу.

Несмотря на кажущееся затишье, большого спокойствия не было, бои продолжались так 24 февраля на ребольском направлении батальон противника пытался перехватить дорогу  Кочкома-Ругозеро, но действиями разведподразделений отбит с большими для него потерями. Пока неизвестно участвовали ли в этих боях лыжники или нет.


3 марта на лехтенском направлении лыжники произвели перегруппировку и 131,132,135 ОЛБ заняли новые районы.
Надо отдать должное командованию фронта, которое категорически отказывалось передать лыжные батальоны в подчинение командирам стрелковых дивизий. командование фронта предпочитало потерять месяц времени на дополнительное обучение и ввод батальон в боевую обстановку, но сохранить лыжные батальоны и бригады как самостоятельные части способные решать боевые задачи.
19 марта начальник Генштаба Красной Армии потребовал активизировать разведку широко используя лыжные батальоны.
В марте в штаб Кемской ОГ была послана шифровка с требованием в конце марта - середине апреля провести частные операции силами лыжных батальонов.
В частности на ребольском направлении ограничиться действиями лыжников на левом фланге  9 ПД финнов и по ближайшим тылам противника. Действия лыжников указывалось прикрыть авиацией.

Выполняя приказ 23 марта на лехтенском направлении  130,131,132 лыжные батальоны начали выдвижение в новые районы и к 4-00 24 марта сосредоточились в районе Пертозеро, там же находился и штаб бригады.

В 17-00 26 марта на лехтенском направлении 3 ЛБр сосредоточилась в новом районе. 
29 марта 3 лыжная бригада провела крупный бой с противником, два батальона бригады достигли координат, где встретил противника  силою до батальона, другой батальон противника начал обходить наши батальоны с юга. Весь день шел бой, бригада была вынуждена отойти, понеся потери 26 убитыми и 83 ранеными.

Позже в Генштаб доложили, что срыв действий бригады был вызван предательством комиссара 132 ОЛБ, который перешел на сторону противника, из-за  предательства противник пытался окружить батальоны бригады, но не смог. 



3 апреля на Лехтенском направлении  части 3 ЛБР занимали положение - 135 ОЛБ  две роты Лехта, рота в Тунгуда. 130,131,132 ОЛБ сосредоточились каждый в своем районе, штаб бригады Пертозеро.






Комментариев нет:

Отправить комментарий