Страницы

понедельник, 13 июня 2016 г.

Лыжная бригада Кемской оперативной группы войск

Лыжная бригада Кемской оперативной группы войск


Лыжная бригада Кемской оперативной группы войск в составе действующей армии с 22 февраля до 25 марта 1942 года. В составе лыжной бригады воевали 130, 131, 132, 135 ОЛБ.
Кемская оперативная группа сформирована 12 сентября 1941 года по решению военного совета Карельского фронта для управления войсками, прикрывающими направление на Кемь. В состав группы вошли 27-я стрелковая дивизия, которая держала оборону на ругозерском направлении, непосредственно на подступах к Ругозеру; 54-я стрелковая дивизия, которая держала оборону на ухтинском направлении в 10 километрах западнее Ухты; 88-я стрелковая дивизия, которая держала оборону на кестеньгском направлении, приблизительно в 40 километрах западнее Лоухи.



Части группы в течение лета-осени 1941 года смогли остановить продвижение вперед финов и немцев и с осени 1941 — весны 1942 года вели позиционную оборону, совершенствовали оборонительные укрепления, вели разведку и вылазки в тыл противника.
Части Кемской ОГ были не новичками в Карелии, даже 27 СД сформированная в 1941 году из частей находившихся на ребольском направлении. Из всех частей особо отличилась 88 СД, вступившая в бой на Кестеньгском направлении против финнов и немцев и сорвавшая несколько наступлений противника на станцию Лоухи, притягивая к себе как магнит все новые финские и немецкие части. Впоследствии 88 СД стала 23 гвардейской стрелковой дивизией. 

К январю 1942 года на кестеньгском направлении действовали немецкие и финские войска, на ухтинском и ругозерском направлениях действовали финские части. Огромная протяженность фронта способствовала действиям лыжных отрядов финских и немецких диверсантов в наших тылах. Поэтому 14 января 1942 года  командующий Кемской ОГ отдал приказ о формировании в каждой дивизии  при одном из полков лыжного батальона, для повышения маневренности частей. В резолюции на этот приказ командующий фронтом указал, что лучше это будут не батальоны, а лыжные отряды. Таким образом были созданы лыжные отряды при стрелковых дивизиях, так как это будет практиковаться год спустя во всей Красной Армии. Как бы ни было странным, но Карельский фронт до февраля 1942 года не получал специальных лыжных батальонов, за исключением весьми лыжных батальонов, которые были переданы Медвежьегорской ОГ, все лыжные батальоны уходили под Москву, Ленинград, и на другие  фронты против немецких войск.
В 4-00 7.02.42  Командующему Кемской ОГ  была послана шифровка, извещающая что  в полосу действий ОГ включаются новые оперативные направления Сосновец, Лехта, Березово.  Для прикрытия указанных направлений в распоряжение командующего оперативной группой направляются "три лыжных батальона 130, 132 и 132" (по всей видимости вместо второго 132, был 131 лыжный батальон).
 В штабах сразу же разгорелись жаркие споры о том, как применять лыжные батальоны. 
В 15-15 7.2.42 начштата Кемской ОГ передал соображения по использованию лыжных батальонов.
- нецелесообразно использовать эти части на самостоятельном направлении. Так как они не имеют обоза, хозяйства, кухонь и прочего.  Последнее будет затруднять их снабжение. Кроме того нужно будет назначить объединяющее руководство и наблюдение. Стоя на месте они не выполняют своего назначения – подвижных подразделений.
Исходя из вышесказанного начштаба предлагал взять один СП из 27 СД и направить его в Тунгуда и в районе Тунгудского озера, взамен взятого полка командиру 27 СД дать два  батальона лыжников, один батальон разместить согласно приказа. В этом случае по мнению начштаба  будет лучше осуществляться связь,  и руководство. Лыжников можно будет использовать  для активных действий, снабжение  будет лучше.
Выслушав доклад начальника штаба Кемьской ОГ командующий фронтом приказал  использовать лыжные батальоны согласно отданного приказа.

Тем временем пока в штабах шли споры, лыжные батальоны прибыли на станцию Беломорск и 8 февраля в Беломорске 130,131,132 ОЛБ проходили санобработку и были в готовности  выступить в район Лехта-Сосновец. Эти батальоны были сформированы в Сибири в городе Новосибирск, в составе 21 ЗЛП 23 ЗЛБР. совместно с 135 ОЛБ также сформированном в Сибири в городе Бийск, они составили лыжную бригаду Кемской ОГ, но пока они еще только начинали свой путь на фронт.

9 февраля генерал Никишин Н.Н. снова поднял вопрос об использовании лыжных батальонов на ребольском направлении. Командующий снова разъяснил вопрос об тспользовании лыжных батальонов. . выдвижение лыжных батальонов на рубеж Лехта, Тунгуда, Березово,  ставит их во фланговое положение по отношению к противнику Ребольского направления и создает возможность действий на его тылы  в направлении Тикша,  Андронова Гора,  Кроме того , такое расположение обеспечивает Беломорское направление. Так что  использовать части лыжных батальонов , в составе 27 СД не имеет логического смысла.


Вообще командование фронта считало, что лыжные батальоны предназначены для  действий   по тылам противника, преследования противника, охраны своих флангов.
Лыжными батальонами может распоряжаться только командующий группой или армией. Командующий фронтом неохотно придавал лыжные батальоны командирам дивизий, если это и происходило, то приказом запрещалось  использовать их иначе, как глубокая разведка, действия по тылам противника, охрана  открытых флангов дивизии.

10 февраля штабом Карельского фронта была сформулирована стратегическая задача фронта – на севере жесткая оборона, с подходом оленье лыжных батальонов спланировать частную операцию против 6 гсд на рубеже Западная Лица.
На ребольском направлении после подхода лыжных батальонов спланировать частную операцию по захвату Руг-озеро. Отпуск боеприпасов 1 б/к на месяц.



18 февраля на ребольском направлении   130, 135, 131, 132 ОЛБ сосредоточился каждый в своем районе.

20 февраля командующий фронта задал вопрос командующего Кемской ОГ – не пора ли лыжные батальоны включить в активную боевую работу  и тем самым свести на нет  диверсионную деятельности, так называемых финских истребительных отрядов, действующих в нашем тылу. – и потребовал доложить свои соображения по использованию лыжных батальонов.
Генерал майор Никишин  изложил  свой план действий – на ребольском направлении 2 лыж батальона  с которыми можно сделать набег на коммуникации противника в районе Руг-озеро, Рев-озеро с севера.  Управление лыжной бригады на Лехта уже организовано и скоро приступит к активным действиям.
Командующий требовал прикомандировать по нескольку пограничников в лыжные батальоны, с целью оказания помощи в ориентировке на местности. Для прикрытия коммуникации Ухта- Кемь  достаточно одного лыжного батальона. Далее командующий интересовался как будет налажена связь с  лыжными батальонами. В заключение требовал как можно быстрее начать активные действия.
Так 20 февраля 1942 года впервые упоминается лыжная бригада Кемской ОГ. 

Несмотря на кажущееся затишье, большого спокойствия не было, бои продолжались так 24 февраля на ребольском направлении батальон противника пытался перехватить дорогу  Кочкома-Ругозеро, но действиями разведподразделений отбит с большими для него потерями. Пока неизвестно участвовали ли в этих боях лыжники или нет.


3 марта на лехтенском направлении лыжники произвели перегруппировку и 131,132,135 ОЛБ заняли новые районы.
6 марта командующий фронтом выразил недовольство тем, что разведка 3 лбр на Лехтенском направлении закончилась неудачно, потому что она была замечена финской авиаразведкой и при этом понесла потери. Надо отметить, что и немцы и финны часто использовали авиацию для обнаружения наших лыжных разведгрупп в своих тылах, обнаружив нашу разведгруппу, самолеты противника атаковали и  гонялись буквально за каждым нашим лыжником. 
7 марта была налажена связь штаба 27 СД со штабом лыжников в Лехте.


9 марта командующий фронта обращал внимание командующего Кемской ОГ  на неправильное использование лыжных батальонов, оставление их в резерве, не привлечение их к активным действиям.
Командующий фронта выражал недовольство переподчинением 3 ЛБр командиру 27 СД, который не может достаточно эффективно осуществлять руководство ею, ибо бригада слишком далеко от КП 27 СД. Командующий требовал отменить приказ о переподчинении лыжной бригады.
Затем генерал Фролов требовал использовать остаток зимнего времени для активного применения лыжников. "Слишком много разговоров идет о неподготовленности лыжников, но реально никто не делает, что бы обучить их" – он требовал представить к 10 марта план использования лыжных батальонов.
Никитин Н.Н. доложил, что в обороне у него лыжников нет, он наметил провести с ними операцию на севере. Далее, он укрепляет лыжные батальоны более подготовленными кадрами, а негодных снимает и переводит их с понижением в должности. Части проводят с бойцами ряд стрельб, изучают матчасть, и ежедневно проводят лыжные тренировки.
В тот же день 9 марта пока шли переговоры штабов, разведгруппа бригады в составе 21 человека ушла в поиск, но напоролась на засаду финнов и погибла, посланная вслед первой вторая разведгруппа на месте боя нашла 12 погибших лыжников, 9 человек пропало без вести.
Начальник штаба фронта узнав об этом заметил, что финны обнаружили слабое место, т.е. бригаду лыжников, новичков на фронте и за ней охотится. Он требовал от начальника штаба Кемской ОГ  Малицкого личного выезда в бригаду для наведения в ней должного порядка.
Начальник штаба фронта выражал удивление о переподчинении 3 ЛБР 27 СД, в то время когда таких распоряжений никто не давал.
Малицкий ответил, что вопрос с бригадой уже решен, после разговора с командующим фронтом, т.е. приказ о переподчинении лыжной бригады 27 СД уже отменен.

Нужно отметить, что бригаду никто без внимания не оставлял. 
Еще начиная с 8 и по 16 марта группа офицеров штаба Карельского Фронта проводила расследование неудачной операции по уничтожению гарнизона противника в Андронова Гора, которая закончилась неудачно. Одновременно ими проводилась проверка состояния батальонов 3 ЛБр.
19 марта по результатам проверки был издан приказ с выводами комиссии. В нем указывалось неподготовленность лыжных батальонов, отсутствие организованности и недостаточная обеспеченность продуктами питания, что и привело к срыву операции.
Далее указывалось  что боевая подготовка  проводится нерегулярно  и охватывает незначительную часть бойцов и командиров, ночные учения в составе батальона не практиковались. Полевые караулы и сторожевые посты стоят на открытых местах или же отсиживаются в землянках.  Окопов не имеется. Внутригарнизоное несение караульной и патрульной службы ведется плохо. При выходе разведки на боевые задачи документы не отбирались.
В приказе отмечалось отсутствие должного  внимания руководства лыжной бригады  со стороны Военного Совета Кемской ОГ.
Приказ требовал принять решительные меры по устранению отмеченных недостатков в лыжных батальонов и обеспеченности полного и эффективного их использования,  согласно поставленных задач.
Командира 3 лбр капитана Виноградова от занимаемой должности отстранить. Виновных в срыве материально технического обеспечения лыжной бригады привлечь к судебной ответственности. Исполнение донести к 22 марта 1942 года.
15 марта из Кемской ОГ в штаб фронта доложили краткие выводы о действиях лыжной бригады. Основой боевой деятельности лыжных батальонов штаб группы считает охранительную разведку стыков, глубокую разведку противника и диверсионную деятельность. Далее указывалось необходимость  создания хозаппарата, без которого нет возможности использования лыжных батальонов. Одновременно делался вывод, что тактические задачи выполняемые лыжными батальонами не  требуют объединения в лыжную бригаду.
Для более полноценного и быстрейшего использования лыжных батальонов  предлагалось  придать их стрелковым дивизиям, в полное оперативное и хозяйственное подчинение.
Надо отдать должное командованию фронта, которое категорически отказывалось передать лыжные батальоны в подчинение командирам стрелковых дивизий. командование фронта предпочитало потерять месяц времени на дополнительное обучение и ввод батальон в боевую обстановку, но сохранить лыжные батальоны и бригады как самостоятельные части способные решать боевые задачи.
19 марта начальник Генштаба Красной Армии потребовал активизировать разведку широко используя лыжные батальоны.
В тот же день в штаб Кемской ОГ была послана шифровка с требованием в конце марта - середине апреля провести частные операции силами лыжных батальонов.
В частности на ребольском направлении ограничиться действиями лыжников на левом фланге  9 ПД финнов и по ближайшим тылам противника. Действия лыжников указывалось прикрыть авиацией.
20 марта штаб Кемской ОГ направил в штаб фронта план действий лыжников, немного изменив объекты атаки.
Штаб фронта в ответ указал, что операция на Ювалакша нецелесообразна, так как ранее там уже были наши действия и противник настороже. При операциях против левого фланга 9 пд один лыжный батальон следует оставить не в Березово, а в Лехта.  Указывалось что использование аэросанных батальонов против Лохивара нецелесообразно.
Выполняя приказ 23 марта на лехтенском направлении  130,131,132 лыжные батальоны начали выдвижение в новые районы и к 4-00 24 марта сосредоточились в районе Пертозеро, там же находился и штаб бригады. 135 ОЛБ сосредоточился в Лехта и Тунгуда.

25 марта 1942 г лыжная бригада Кемской оперативной группы войск была официально переименована в 3 лыжную бригаду.
В последующем статья о лыжной бригаде Кемской оперативной группы войск будет дополнена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий