Страницы

среда, 18 мая 2016 г.

46 отдельный лыжный батальон 2 ударной армии, 59 армии


46 отдельный лыжный батальон 2 ударной армии, 59 армии

 
46 отдельный лыжный батальон в действующей армии с  1 января 1942 г. до 14 марта 1942г. В составе 59 армии и 2-й ударной армии участвовал в боях на р Волхов и Любаньской операции.

Сформирован батальон в Уральском Военном Округе в г Пермь, в  составе 22  ЗЛБР. Затем батальон передислоцирован в г Ярославль для довооружения.
 
Директива Ставки ВГК от 13 декабря 1941 г. 23 ч 55 ми
«Ставка Верховного Главнокомандования приказала:

1. 1. Лыжные батальоны № 45,46,47,48,49, 50 направить в распоряжение командующего 59-й армией. Погрузка — ст. Ярославль, 06.00 17.12.1941 г., выгрузка — ст. Неболчи.

2. Отправляемых обеспечить вооружением, снаряжением, специмуществом до отправки к пункту нового назначения.

3. Батальоны обеспечить, боеприпасами— 1,5 боекомплекта, горючим— 2 заправки, продовольствием—на одни сутки пути следования и 3-суточным выгрузочным запасом.  

 Начальник Генерального штаба Б ШАПОШНИКОВ»

46  отдельный лыжный батальон вошел в состав 59 А.
59 А, как и 2 УА прибывала из резерва Ставки на Волховский фронт, для участия в наступлении с целью разгромить группу армий «Север» и прорвать блокаду Ленинграда.
59 А в отличии от «бригадной» 2 УА состояла из уральских и сибирских дивизий. К сожалению дивизии 59 армии были плохо вооружены и слабо обучены. Свежие дивизии укомплектованные уральцами и сибиряками выдвигались к р Волхов, и с ходу вступали в бой.
У Красной Армии просто не было времени нормально готовиться к наступлению – Ленинград ждал прорыва блокады, от голода в нем умирало каждый день несколько тысяч человек, в январе 1942 г до 7 тысяч человек в день - первая блокадная зима была очень тяжелая. 
Противник так же готовился к нашему наступлению, как описывал Мерецков «Немецкой разведке удалось обнаружить не только подготовку фронта к
наступлению, но и довольно точно установить основное направление наступления. Приведу здесь запись из попавшего в наши руки журнала боевых действий группы армий "Север" за январь: "Разведка ясно показывает направление главного удара противника перед фронтом 126-й пехотной дивизии и перед правым флангом 215-й пехотной дивизии. Кроме того, крупные приготовления к наступлению отмечаются возле плацдармов Грузино и Кириши, а также на северо-восточном участке армии, по обе стороны от Погостья".» Задержка с нашим наступлением позволило бы противнику усилить оборону, подтянуть резервы. Кроме того Северо-Западный Фронт переходил в наступление 7 января, поэтому нельзя было затягивать наступление волховчанам.  Не стоит забывать и того, что наступление наших войск, начатое под Тихвином фактически не прекращалось, документы Волховского фронта с 1 января обстановку описывали словами – «Войска Волховского фронта продолжили наступательные бои  на всем фронте» или «Войска Волховского фронта продолжали вести упорные бои» Так что 7 января наступление продолжилось, но уже с участием основной массы войск 2 УА и 59 А.

Пару слов о противнике. Перед фронтом 59 армии занимала оборону 61 и 215 ПД. Если 61 ПД была уже довольно потрепанным соединением, то 215 ПД была довольно свежим соединением прибывшим из Франции и ее еще не успели сильно потрепать в предыдущих боях. Свежая дивизия заняла сильные оборонительные позиции опираясь на р Волхов. 215 ПД имела некоторые особенности  - она формировалась для обороны Атлантического вала и имела больше  пулеметов и другого тяжелого вооружения чем другие пехотные дивизии Вермахта. В тылу дивизии располагалась железнодорожная станция Чудово, что позволяло противнику бесперебойно получать боеприпасы и пополнение все зависимости от погодных условий и распутицы.
Чтобы понять какую огневую мощь пришлось преодолевать нашим войскам достаточно привести несколько цифр.
215 ПД за время боев на р Волхов израсходовала 4 290 748 патронов для автоматов, 22 676 400 патронов для пулеметов и винтовок, это немногим меньше, чем потратил весь Западный фронт отражая ноябрьское наступление немцев на Москву.
215-й артполк выстрелил боеприпасов 140 000 выстрелов на  полевую гаубицу, 30 000 выстрелов на  стационарную гаубицу.
215 ПД было израсходовано 239 706 мин для ротных минометов 50 105 снарядов для противотанковой артиллерии, 65 246 снарядов для 75 мм орудий.
Когда артиллерия Волховского фронта имела всего 0,25 боекомплекта на день боя, она не могла надежно подавит противника.
Обычно потери 215 ПД сравнивают с потерями наших дивизий. Это сравнение не совсем корректно. Не стоит думать, что 215 ПД держала оборону одна, очень быстро противник начал подбрасывать резервы и вскоре на участке южнее Спасская Полисть  оборону держало 20 батальонов противника из разных дивизий. Как указывал противник  "Несколько раз положение в ней (Спаской Полисти) становилось критическим и русским удавалось даже ворваться в Спасскую Полисть, но после ожесточенных боев за каждый дом его снова отбрасывали.



Еще труднее складывались бои в тонком рукаве, протянувшемся южнее Спасской Полисти до блок-поста, так называемом “пальце”. Угрожаемый со всех сторон, связанный непрочной связью с защитниками в Спасской Полисти, в нем сражались в ужасных зимних условиях части из 20 различных батальонов. Эти части были переброшены для контратаки, для попытки закрытия бреши в Мостках и для действия в этом “пальце”.



Все эти части были разбиты и сильно уменьшились по численности в ужасных снегах волховских лесов по обе стороны дорожной насыпи превосходящими силами русских. Мороз набирал себе жертвы, снег делал то же самое, остаток, часто только несколько выживших, вводились в “палец”, сражались здесь дальше, пока не пробивал и их час. "

Кроме того в лоб 215 ПД не особо и атаковали – 2 УА наступая затрагивала правый фланг дивизии, а 59 армия наступала преимущественно в полосе 61 ПД, которую противник также сильно усилил боевыми группами. Большое количество боевых групп заняло оборону в тылу 215 пехотной дивизии.

Где воевал 46 ОЛБ в первой половине января 1942 г  достоверно неизвестно. 

Решение командующего армией предусматривало нанести главный удар из района севернее Грузино силами четырех дивизий (378, 376, 288, 111-я) с задачей прорвать оборону противника на участке Водосье, Пертечно и наступать в направлении совхоза имени Кирова, а частью сил обойти Чудово с севера и северо-запада и овладеть им. Вспомогательный удар нанести силами 372-й и 374-й стрелковых дивизий с задачей прорвать оборону противника на участке Соснинская Пристань, Дымно и развивать наступление на Чудово, обходя его с юга и юго-запада. Во втором эшелоне действовали 366-я и 382-я стрелковые дивизии.. 78-я и 87-я кавалерийские дивизии были выведены в резерв фронта.
На решающих направлениях атаки не привели к желаемым результатам. Это вынудило командование Волховского фронта 10 января приостановить наступление и с разрешения Ставки перенести его на 13 января.
13 января, после полуторачасовой артиллерийской подготовки, войска фронта вновь перешли в наступление. Цель и замысел операции, а также оперативное построение войск 59-й армии оставались без изменения.
Перешедшие в наступление войска вновь натолкнулись на прочную систему взаимосвязанных опорныхпунктов и узлов сопротивления противника, на организованный огонь всех видов оружия. В воздухе активно действовала неприятельская авиация.
Напряженные бои велись до 21 января. Дивизиям армии так и не удалось прорвать оборону противника.
Предположительно 13 января предпринял неудачную попытку форсировать р Волхов.
19 января в период когда 59-я армия вела наступательные бои за Водосье, блокируя Пертечно, 46-й лыжный батальон седлал дорогу Графская Слобода перед Грузинским плацдармом противника, по всей  видимости взаимодействуя с 48 ОЛБ.


 Положение частей 59 А на 25.1.42
О действиях лыжных батальонов в 59 армии, в январе 1942 года, можно судить по воспоминаниям Катышкина И.С.  

Из воспоминаний работника штаба 59 армии Катышкина Ивана Сергеевича  «Вспоминая те тяжелые январские дни, мой другой сослуживец Иван Харичев во всех подробностях рассказал мне о том заседании Военного совета. На него были приглашены многие ведущие работники политотдела и штаба армии. С докладом перед собравшимися выступил начштаарма генерал-майор И. М. Токарев. Сразу же отметив, что итоги январских боев 1942 года для нашей армии весьма неутешительны, что мы понесли в них большие и ничем не оправданные потери, Иван Михайлович тут же перешел к анализу причин, которые привели к подобному положению.
А теперь у меня вопрос к вам, — обратился начальник штаба армии уже к другому участнику заседания. — Как, скажите, вы использовали в бою лыжные подразделения? Могу помочь ответить. Вы посылали их в лобовые атаки. И успеха, конечно, не добились. А нужно было направлять эти маневренные подразделения в обход опорных пунктов врага, обеспечивать их проникновение в тылы, чтобы они там сеяли панику, нарушали управление — словом, дезорганизовывали противника. Да и саперов тоже иногда не по назначению применяли. Для чего, собственно, было посылать их в бой как пехоту? Ведь потом, когда понадобилось минировать дороги, ремонтировать мосты, ставить инженерные заграждения, саперов-то и не хватило.

Был отдан также приказ, запрещающий использование автоматчиков [18] и лыжников — бойцов наиболее маневренных подразделений в условиях глубокого снега и леса — для атаки дотов, дзотов и других огневых точек в лоб. Вместо этого штаб рекомендовал направлять лыжные подразделения во фланг и тыл противника, чтобы они сеяли там панику и дезорганизовали работу вражеских пунктов управления.» 


Предположительно 24 января после прорыва второй линии обороны противника 2 УА батальон вошел в состав подвижной группы, которая состояла из 87 КД из резерва фронта и 45, 46, 49 ОЛБ.
Дальше о боях в которых участвовал 46 ОЛБ можно судить по документу - объяснительной командира 57 СБР о больших потерях личного состава от 5 апреля 1942года. Надо прямо сказать, что эта объяснительная написанная подполковником П.М. Ведерничевым, явно очерняет лыжников, а проще говоря лжет, и призвана снять вину с него самого за большие потери бригады. Так все лыжники пяти лыжных батальонов 45, 46, 49, 50, 166 ОЛБ представлены как не имеющие лыж и ходить на лыжах не умеющие, поверить в то, что уральцы которыми были укомплектованы эти пять лыжных батальонов не умеют ходить на лыжах сложно, особенно если учесть, что 166 ОЛБ был сформирован из спортсменов-лыжников. Почему то лыжные батальоны хорошо ходившие на лыжах в запасном полку и на маршах, сразу "не умели ходить на лыжах" в составе 57 СБр. Также лыжников обвинили в том, что они плохо подготовлены как стрелки, что еще более удивительно - - все лыжбаты кроме учебы, уже успели побывать в боях минимум месяц, так скажем 50 ОЛБ прекрасно воевал в составе 23 СБР, сменив кавалеристов, батальон совместно с другими лыжными батальонами отразил контрудар противника и отбросил его на 10-12 км, заняв несколько опорных пунктов противника,  но сразу стал "плохо подготовлен" после попадания в подчинение 57 СБр.  Похоже подполковнику не поверили даже в штабе 2 УА, бригадой в дальнейшем командовал майор И. Евстифеев.  Но для лыжников такое командование стало фатальоным - лыжные батальоны понесли большие потери.
Но сначала пару слов о самой 57 СБр, почему то считается, что бригада при формировании вела усиленную лыжную подготовку и поэтому называлась иногда "лыжной". Учитывая, что бригада формировалась в Поволжье осенью 1941 года вести лыжную подготовку ей было попросту негде. При прорыве обороны противника на р Волхов она понесла большие потери, поэтому бригада получила на пополнение 27 января 42, 45, 46, 49 ОЛБ, тогда то она и стала "лыжной".
Согласно документу 27 января 57 СБр находясь в деревне Бор получила на пополнение 42, 45,46, 49 ОЛБ и незамедлительно выступила по маршруту Бор, Мясной Бор, Ольховка, Вдицко, Новая Деревня.   
Указывалось, что 46 ОЛБ был сильно потрепан в предыдущих боях и имел всего несколько десятков пар лыж, по этой причине батальон все время использовался как обычная пехота, для атак опорных пунктов.   29 января 1942 года 46 ОЛБ взял Кривино,  где потерял все лыжи - лыжники оставили лыжи на исходном рубеже перед атакой, после вернувшись, обнаружили, что противник минометным огнем накрыл исходные и все лыжи были перебиты осколками. В последующем лыжники вели бои в районе Кривино - Ручьи.
В боях батальон понес большие потери к 28 февраля 46  лыжный батальон в своём составе насчитывал 46 ОЛБ – 25 человек.


Более подробно о боях, в которых участвовал 46 лыжный батальон пока неизвестно.
Официально 46 отдельный лыжный батальон был расформирован 14 марта 1942г. Личный состав 446 ОЛБ был передан 57 СБр для укмплектования ее подразделений.
Это неоконченная статья о боевом пути 46 отдельного лыжного батальона, в последующем статья будет дополнена.


Погибшие бойцы лыжники 46 ОЛБ

Фамилия      Имя   Отчество               Дата рождения/Возраст  Дата и место призыва       Последнее место службы         Воинское звание   Причина выбытия      Дата выбытия        Первичное место захоронения
Лузин Афанасий    Иванович               __.__.1913   Краснокамский РВК, Молотовская обл., г. Краснокамск      52 А 46 олб  мл. лейтенант       умер от ран    06.02.1942   Ленинградская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи
Зубов Егор   Кондратьевич                  __.__.1924   Молотовская обл., п/о Ленинск., д. Пятино         Кировский РВК, Молотовская обл., г. Молотов, Кировский р-н        24 пд 46 олб          красноармеец        пропал без вести          __.03.1942
Лузин Афанасий    Иванович               __.__.1913   46 олб         мл. лейтенант          умер от ран 06.02.1942            
Дягилев       Дмитрий      Александрович                46 олб         красноармеец          умер от ран 16.02.1942   Смоленская обл., Велижский р-н, д. Пузаново          ППГ 2235     Филиал ЦАМО (военно-медицинских документов)
Санин          Михаил        Владимирович                46 олб         мл. лейтенант          умер от ран 27.01.1942   Московская обл., Волоколамский р-н, Тиряева Слобода, могила № 16    ППГ 652      
Катуженец   Михаил        Федорович            46 олб         мл. лейтенант          убит   12.02.1942                      
Бычков        Владимир    Иосифович            __.__.1922   46 лб рядовой          умер от ран 05.03.1942   ЭП 35
Кирьянов     Иван  Петрович               2 уа 46 лб    красноармеец        умер от ран    17.02.1942   Ленинградская обл., Крестецкий р-н, с/з Красный Ударник, кладбище             
Файзулин     Борис                    46 лб красноармеец        умер от ран          16.02.1942   Ярославская обл., Рыбинский р-н, г. Рыбинск, кладбище          ЭГ 2018      
Шмаков       Николай       Степанович           46 лб красноармеец        умер от ран    11.02.1942   ЭГ 2069                
Бургин         Андрей        Андреевич             46 лб красноармеец        умер от ран    02.04.1942   Ярославская обл., Рыбинский р-н, г. Рыбинск                 
Подопригора         Парфимий   Иванович               __.__.1910   09.07.1941 Белозерский РВК, Украинская ССР, Николаевская обл., Белозерский р-н    46 лб      рядовой       попал в плен (освобожден)       09.01.1942  

Комментариев нет:

Отправить комментарий