Ярлыки

1 (26) 1 ударная армия (38) 10 армия (7) 11 армия (21) 13 армия (7) 14 армия (24) 16 армия (7) 19 армия (5) 2 ударная армия (42) 20 армия (7) 21 армия (5) 22 армия (5) 26 армия (11) 27 армия (4) 29 армия (3) 3 армия (23) 3 ударная армия (31) 30 армия (19) 31 армия (3) 32 армия (14) 33 армия (3) 34 армия (29) 38 армия (3) 39 армия (15) 4 армия (9) 4 ударная армия (27) 40 армия (9) 41 армия (1) 43 армия (13) 49 армия (6) 50 армия (6) 53 армия (11) 54 армия (14) 55 армия (2) 59 армия (8) 6 армия (1) 67 армия (2) 68 армия (7) 7 армия (8) 8 армия (3) 9 армия (1) Брянский фронт (27) Видео (16) Военные округа (6) Волховский фронт (56) Воронежский фронт (3) Западный фронт (69) Запасные лыжные части (78) Калининский фронт (91) Кандалакшская ОГ (5) Карельский фронт (49) Кемская ОГ (12) Книги (9) Ленинградский фронт (21) Лыжные батальоны (306) Лыжные бригады (68) Масельская ОГ (2) Медвежьегорская ОГ (3) Операции Красной Армии (20) Приказы (37) Северо-Западный фронт (99) Фото (23) Фотографии бойцов (32) Фотографии лыжников (7) Центральный фронт (9) Юго Западный Фронт (16) Южный фронт (4)

понедельник, 4 декабря 2017 г.

Полевой Устав РККА 1939 года - ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ - ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ

Полевой Устав РККА 1939 года  - ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ - ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ


431. Особенности зимних действий определяются наличием снежного покрова, холода и короткого дня.

Снежный покров глубиной 20—30 см стесняет действия пехоты, замедляет ее движение вне дорог без лыж до 1,5—2 км/час. При снежном покрове свыше 30 см, боевые действия пехоты и танковых частей крайне затрудняются.

432. Боевые действия зимой:

а) увеличивают значение населенных пунктов для отдыха и размещения войск; боевое значение населенных пунктов повышается;
б) ПВО приобретает исключительное значение, вследствие привязанности войск к дорогам и населенным пунктам и трудности маскировки; марш в дневных условиях и районы расположения войск должны быть надежно прикрыты войсковыми средствами ПВО, а на главном направлении — истребительной авиацией;
в) в связи с коротким днем и необходимостью движения главным образом по дорогам увеличивается количество ночных передвижений и действий.

Маневренность и подвижность войск зимой целиком зависят от их натренированности, оснащенности для зимних действий и характера местности. Войска, не обученные для действий зимой и соответственно не обеспеченные, быстро теряют боеспособность, а боевая техника, не подготовленная для использования в зимних условиях, становится обузой для войск.

Зимой легче преодолевать замерзшие реки, озера и болота. Однако следует учитывать, что часто болота, особенно с кочками, будучи покрыты снегом, не замерзают даже в самые сильные морозы.

Движение по таким болотам, предварительно не разведанным, может привести к быстрой потере боеспособности войск.

433. Организуя марш, необходимо произвести заблаговременно наземную и воздушную разведку для выяснения наличия и проходимости существующих зимних дорог. Марш рассчитывается в соответствии с зимними условиями. Продолжительность его обычно не превышает 6—7 час, Переход необходимо заканчивать в населенных пунктах, лесах или защищенных от ветра и обеспеченных топливом районах, Величина и состав колонны определяются боевой ее самостоятельностью и вместимостью населенных пунктов (или районов биваков). Большие привалы в большинстве случаев не назначаются, а малые, в зависимости от холода, сокращаются. Уменьшение глубины колонн достигается движением целых подразделений пехоты на лыжах по обе стороны от основного маршрута. Разведка на походе выполняется лыжниками, конными разъездами, танками и машинами повышенной проходимости; охранение — преимущественно лыжниками. Инженерные войска улучшают дороги и прокладывают колонные пути.

При движении без дорог или по плохо проложенным дорогам целесообразно впереди колонны пехоты, пускать лыжников, конницу и гусеничные машины для протаптывания дороги. Головные подразделения необходимо сменять каждый час

434. Наступление в снежную зиму обычно ведется вдоль дорог. Сильные ударные группы на лыжах, в составе, пехоты, усиленной артиллерией и танками, атакуют противника во фланг и тыл. Ночь широко используется лыжными отрядами для смелых налетов и уничтожения передовых частей противника. Днем, на открытой местности и при глубоком снеге, сближение и развертывание пехоты производятся, как правило, на лыжах под прикрытием дымовых завес. Зимой необходимо учитывать изменения тактических свойств местных предметов (рек, озер, болот, лесов, кустов и пр.) как подступов и масок. Надлежит обращать внимание на особые условия маскировки войск зимой как на походе, так и в бою (белые халаты и чехлы).

435. Снежная зима стесняет маневр артиллерии колесами и вынуждает ее занимать огневые позиции вблизи дорог. Артиллерия конной тяги для передвижения и маневра на поле боя должна быть поставлена на лыжи или буксироваться гусеничными тракторами.

Наилучшее обеспечение пехоты и танков в бою достигается организацией широкого маневра огнем дивизионов и групп и сопровождением наступающего боевого порядка пехотной артиллерией и отдельными специально выделенными и эаранее снабженными зимними установками легкими батареями.

При толщине снега не более 30 см танки участвуют в общей атаке.

Фланги наступающих войск прочно обеспечиваются отрядами на лыжах и авиацией.

Для параллельного преследования выделяются лыжные отряды. Быстрота маневра этих отрядов и сохранение сил достигаются буксировкой лыжников по дорогам (а на ровной местности и при неглубоком снеге — и вне дорог) конными, танками и другими гусеничными машинами.

При переходе в наступление в условиях непосредственного соприкосновения с противником наступление организуется на общих основаниях.

Командиры и штабы должны учитывать трудность доставки боеприпасов из тыла и заблаговременно принимать соответствующие меры.

436. Холод заставляет использовать для обороны населенные пункты, леса и пр.

Организуя оборону, необходимо выбирать передний край с таким расчетом, чтобы впереди него не было населенных пунктов, лесов, рощ и пр., которые противник мог бы использовать для укрытия и обогревания. Передний край оборонительной полосы по возможности выбирается за труднодоступными зимой для пехоты и танков препятствиями (глубокий снег, овраги, реки, ручьи и т. п.). Необходимо обеспечить также в оборонительной полосе наличие населенных пунктов, лесов, рощ и прочих укрытий.

Расположение войск в обороне и система огня должны закрыть все дороги и зимние подступы к переднему краю и флангам. Полезно приметать вылазки лыжных отрядов ночью.

Инженерное оборудование местности зимой требует большего времени и дополнительных инженерных средств. При отсутствии времени сооружаются окопы из cнeгa с бруствером толщиной в 2—4 м. Маскировке как войск, так и оборонительных сооружений уделяется большое внимание.

На водных преградах при небольшом морозе и тонком ледяном слое лед разбивается, создаются длинные и широкие полыньи.

При толщине льда, допускающей переправу людей, устанавливаются подводные фугасы.

437. Для связи зимой могут быть использованы все средства связи и, кроме того, аэросани. Телефонная связь устанавливаются лыжниками и с саней. Широко используются лыжники-посыльные.

438. Зимой необходимо учитывать большую, чем летом, стойкость ОВ и усложнение в применении средств защиты, дегазации оружия и обмывки людей и лошадей.

439. Основные меры ПВО остаются в силе и для зимнего времени. По сигналу воздушной тревоги отряды лыжников быстро и широко рассредоточиваются по обе стороны пути движения.

При организации марша частей, передвигающихся без лыж, конницы, артиллерии и моторизованных частей, обеспечивается возможность их расчленения в глубину. Средства ПВО должны быть использованы преимущественно для обеспечения частей, не поставленных на лыжи.

440. Боевая авиация с успехом может быть применена для уничтожения войск противника на марше, при расположении в населенных пунктах и в боевых порядках на поле боя.

Общевойсковой начальник, организующий взаимодействие в зимних условиях, должен учитывать увеличение сроков готовности авиации к боевым вылетам и сокращения напряжения ее боевой работы.

441. Важнейшей обязанностью командиров и начальников всех степеней в условиях зимних боевых действий является забота о сохранении сил и боеспособности личного состава. Если условия допускают, ночлег и отдых должны быть организованы в закрытых помещениях, При расположении вне населенных пунктов бивачные районы выбираются с особой тщательностью, укрыто от ветра. Особое значение приобретает служба квартирьеров. При занятии оборонительной полисы отрываются землянки. Должны быть использованы все возможности для строительства шалашей, обеспечения войск простейшими нагревательными приборами и топливом. Своевременная выдача горячей пищи имеет важное значение. Обязательно (даже в условиях оттепели) принятие предупредительных мер от обмораживания: своевременное снабжение теплой одеждой, выдачи жиров для смазывания в мороз наиболее подверженных обмораживанию частей тела, сушка портянок, обвертывание ног бумагой, обтягивание стремян у всадников материей и т.д. В систему воспитания должно войти обязательное наблюдение бойцов друг за другом для предупреждения обмораживания; все должны быть тщательно проинструктированы, что надлежит делать при обмораживании.

Зимой особо необходима строжайшая дисциплина и умелая организация маршей: необходимо наблюдать, чтобы не было отставших, чтобы бойцы не садились на остановках, а согревались движением и т. п.

В коннице, артиллерии и обозах целесообразно регулярное спешивание для движения в поводу.

Зимой должно быть обеспечено систематическое сообщение командирам отдельно действующих частей метеорологических сводок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий